Городецкая роспись

Городецкая росписьОдним из порождений XIX века явилось искусство, сложившееся в производстве изделий из дерева с росписью в районе г. Городца Нижегородской губернии. Возникшее на основе многочисленных художественных ремесел края и существовавшее с начала XIX века в Городце и ряде деревень Приузолья (по реке Узола), оно переживает в последней трети века своеобразный расцвет. Для продажи на ярмарки и базары изготовляется самая различная утварь из дерева, но особенно интересной была роспись прялочных донец. Выделяются и становятся известными наиболее талантливые мастера. Им подражают, у них учатся. Это Мазин, Лебедев, Краснояров, Николаев, Коновалов, Антон Мельников, Поляков, Братья Лазарь, Крюков и др.


Традиционное искусство городецких художников претерпевает в конце XIX века существенные изменения. Основанное на художественном наследии большой давности, оно отчетливо выражает и новое мироощущение людей рубежа двух веков, преломляясь сквозь призму восприятия весьма широких, "простонародных" слоев русского общества.


Развитие городецкой росписи идет различными путями. В. Аверина выделяет три группы росписей прялок, в которых по-разному преломляются навыки старого, причудливо сочетаясь с новыми веяниями.


В некоторых прялочных донцах роспись объединяется с традиционной скобчатой "ногтевидной" резьбой и инкрустацией мореным дубом. Здесь изменения претерпевает главным образом колорит, который начинает строиться на большом количестве красок. Вместо прежней подцветки отдельных деталей закрашивается фон и целые части композиции.


В других случаях мастера отказываются от применения традиционной резьбы и инкрустации, ограничиваясь лишь росписью и вместе с тем по-прежнему придерживаясь старых сюжетов со всадниками, деревом, растительными и цветочными мотивами. Роспись становится более плотной, корпусной. Осваивается цвет и развивается живописная форма. В росписи появляются пышность и сочность зеленой листвы. Изображения дополняются черным контуром и штриховкой, которая слегка выявляет их форму.


Третья и наиболее интересная группа прялочных росписей связана с появлением новой тематики. В нее проникают сюжеты городского мещанского и купеческого быта, в ней проявляется пристрастие к конкретности и ясности изображения, интерес к новым деталям, тяготение к ярким, контрастным, иногда резко сочетающимся цветам и почти сатирической, гротескной заостренности образов. В этом искусстве нашлись убедительные приемы соединения конкретно трактованных, "подробно пересказанных" изображений людей, домашней обстановки и т. д. с обобщенным письмом, яркого красочного пятна с условной графической разделкой, которой выполнялись традиционные розаны, фантастические птицы, кони и т. д. Все это объединялось общим декоративным решением композиции, единым ритмическим движением форм и линий.


Таким образом, здесь, как и во многих других отраслях народного искусства (например, в вышивке), наблюдается переход к менее трудоемкой и дающей более броский эффект технике декора. Городецкие мастера переходят от резьбы и инкрустации к росписи, очень быстро находят интересные приемы скорого, "махового" письма, появляется условная трактовка складок современной одежды, размещения в пространстве фигур и изображений новой для мастера утвари - самовара, круглого стола со скатертью и фигурной ножкой, венского стула, круглых настенных часов в пышной раме. Сюжетная сцена занимает в композиции главное место. В одном случае это две городские щеголихи в длинных, широких юбках, в другом - за столом сидит целая компания: молодые люди с лихо вьющимися кудрями, в пиджаках и цветных жилетках и декольтированные дамы в нарядных платьях; перед ними на столе, для наглядности несколько повернутом плоскостью к зрителю, стоят чаши с угощением, нарисованные почти так же, как это сделал бы мастер-иконописец несколько веков тому назад, - на самом краю стола. Над головами сидящих или стоящих почти обязательно свисают, видимо, особенно поражавшие воображение художника крупные фестоны драпировок с длинной бахромой; на полу - ковер, а внизу, в углах или рассыпанные по всему фону - старинные городецкие розаны, размашисто нанесенные двумя-тремя ударами кисти. В нижней части прялочного донца два коня или два всадника у цветущего дерева или птицы, сидящие друг против друга и клюющие крупные ягоды-кружки с помещенными между ними "древа". Эта часть композиции обычно не претерпевает существенных изменений. так же как и "розаны" (или "купавки"), непосредственно восходящие к росписям домашней утвари ХVII - XVIII веков. И все же они отличаются от старых изображений коней и всадников, создававшихся в резьбе и особенно в инкрустации. Исчезают и удивительное изящество почти невесомых силуэтов, легкость изысканий линейных ритмов и тонких сочетаний естественных тонов дерева. Кони, всадники, становятся плотнее, весомее. Напряженно изгибаются конские шеи, пышнее раскрываются "розаны".


Роспись городецких изделий конца XIX столетия - стульчиков, скамеек, полок, укладок, прялок - несет в себе элементы живого и современного народного мастерства. Оно связано с потребностями нового сословия, выбивавшегося из беспросветной нужды крестьянина, жадно тянущегося к городской "красивой" жизни, уже прикоснувшегося к столь привлекательному для него быту крупных промышленных сел-городов, но еще не заразившегося пренебрежением к своему, деревенскому, еще не научившегося презирать просторы родных полей и лесов, еще, может быть, втихомолку тоскующего по привычному патриархальному укладу родительского дома.


И. А. Крюкова. 1969 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |