14 марта 1963 г. после тяжелой болезни умерла Гертруда Львовна Чепелевецкая — выдающийся исследователь народного декоративного искусства Средней Азии и Кавказа, руководитель отдела Советского Востока в Музее искусства народов Востока.
Гертруда Львовна получила образование на историко-филологическом факультете I Московского государственного университета, который закончила в 1927 г. Круг научных интересов, четко определившийся уже в студенческие годы, побудил ее сразу же по завершении учебы поехать в Среднюю Азию. До 1933 г. Гертруда Львовна работала в Ташкенте, в Среднеазиатском музее истории, а с 1933 по 1936 г. — в Самаркандском музее.
В этот период она начала систематическое изучение народных среднеазиатских вышивок и тканей, чему Гертруда Львовна посвятила свои наиболее значительные труды и чем она никогда не переставала заниматься.
С 1938 г. и до конца своей жизни Г. Л. Чепелевецкая работала в Музее восточных культур (позже Музей искусства народов Востока). Лишь в годы Великой Отечественной войны, следуя своему патриотическому долгу, она добровольно рассталась с любимым делом и пошла работать на военный завод.
Обширные, воистину энциклопедические знания Г. Л. Чепелевецкой были результатом ее страстной любви к декоративно-прикладному искусству народов Средней Азии и Кавказа. Ее знают во всех среднеазиатских республиках как ученого с исключительной эрудицией, друга народных мастеров, неутомимого исследователя и собирателя произведений народного декоративного искусства. Круг ее научных и художественных интересов был чрезвычайно широк. Кроме монументального труда «Сузани Узбекистана», над которым Гертруда Львовна неутомимо работала в течение многих лет, ею создана монография об известном советском художнике Бенькове, подготовлен к печати альбом «Киргизская народная вышивка XIX— XX вв.», написано большое количество статей для Большой Советской Энциклопедии и Энциклопедии искусств, посвященных декоративно-прикладному искусству народов советского и зарубежного Востока. Несколько работ Гертруды Львовны посвящено разработке новых приемов музейной экспозиции произведений декоративного и прикладного искусства. Ею было подготовлено к изданию капитальное историко-искусствоведческое исследование о средневековой керамике Афрасиаба.
Сравнительная немногочисленность трудов, опубликованных Г. Л. Чепелевецкой при жизни, объясняется ее исключительной научной добросовестностью, предельно высокой требовательностью к себе. Ее научное наследие характерно широким охватом художественных проблем, глубиной и тонкостью анализа; оно стоит на уровне лучших достижений советской искусствоведческой науки.
Научная и художественная деятельность Г. Л. Чепелевецкой неразрывно связана с Музеем восточных культур. Научная, художественная, общественная жизнь музея была и личной жизнью Гертруды Львовны.
Она была человеком исключительной скромности и огромного мужества. Уже тяжело больная, зная, что дни ее сочтены, Гертруда Львовна не только не бросила научной работы, но с еще большим напряжением отдалась ей. До последних дней жизни Гертруда Львовна жила интересами своих соратников и друзей, трогательно заботилась о них, радовалась их успехам.
Гертруда Львовна Чепелевецкая ушла из жизни в расцвете творческих сил. На конец февраля была назначена защита ее кандидатской диссертации, лишь незадолго до смерти вышел в свет ее самый значительный труд «Сузани Узбекистана». Многие ее творческие замыслы остались незавершенными. Но и то, что она успела сделать за свою прекрасную, целиком отданную любимому делу жизнь, останется крупнейшим вкладом в дело изучения декоративно-прикладного искусства народов Советского Востока. |