Фарфор советской Украины. Часть пятая. |
Фарфор советской Украины. Часть первая. Новые черты росписи ярко выступают в творчестве Барановских художников. С конца 50-х годов их рисунки отличаются лаконичной трактовкой темы, энергичным силуэтом, сочными яркими красками. Прежде всего это касается работ И. Вицько, одного из самых талантливых мастеров украинского фарфора. Он создал несколько вариантов росписи комплектного сервиза "Барановичи - 1958". Очень удачный его рисунок "Плахта". Этот простой орнаментальный мотив, органично соединенный с формой предметов, полностью соответствует специфике фарфора, хоть и близок типу узора народного ткачества. В отделке изделий И. Вицько смело вводит декоративно трактованы пейзажные мотивы (чайный и кофейный сервизы "Октябрь", "Парус"). Роспись сервиза "Гуцульский" представляет собой свободную живописную импровизацию декоративного характера с элементами пейзажа. В оформлении посуды Барановки вошли также петриковские узоры. Значительную дань им отдали художники В. Щербонос и З. Мосийчук. В. Щербонос умеет творчески подойти к использованию художественного наследия, и оно раскрывает творцу тайны национального колорита, ритма, способы построения декоративной формы. Народное искусство подсказало Щербонос наиболее экономные средства украшения фарфоровых изделий. Так, в 1964 г. в отделке чайного сервиза он достиг большой выразительности при помощи только красных и черных полосок, которые, местами утолщаясь, создают волнистый пульсирующий узор. Свежий по замыслу и очень простой в исполнении его декор "Пятно" на столовом сервизе И. Вицько. Новаторский характер имеют рисунки для кофейных и чайных сервизов Л. Дубравы. Много новых интересных рисунков для столовой посуды создали художники Коростенского завода. Прежде всего следует отметить работы В. Нерекьяна, который в 1957 г. переехал с Барановки в Коростень. Никогда не повторяясь, он для каждой тарелки, вазы или предмета туалетного набора находит оригинальные решения декора. Искусно применяют разнообразные технические приемы отделки массовой посуды художники А. Архиереев, А. Хитько, М. Трегубов, И. Ткаченко, Л. Коцюбинская, А. Ружонкова. А. Ружонкова - тонкий знаток декоративных свойств материала. Веселый, праздничный вид ее прибору для пива в значительной степени создается простым рисунком, построенным на ритме красных и синих колец. На Довбышском заводе новое направление в декорировании фарфора утвердилось в начале 60-х годов. Мастера художественной росписи глубоко ощутили заразительность лаконичного узора. М. Военкова, М. Коломиец, Н. Луганько стали свободно размещать рисунки на поверхности изделий, часто нарушая симметрию. Немало удачных современных рисунков, предназначенных для украшения чайных, кофейных сервизов и предметов широкого потребления, принадлежат художникам Городницкого и Полонского заводов В. Хоменко, И. Рудич, Г. Моисеевой, К. Кравченко, В. Овчаренко. Кроме декорирования массовой продукции художники создавали много сувениров и уникальных живописных работ на памятные даты. Оригинальной является роспись ликерника, посвященная памяти Т. Г. Шевченко, киевского художника В. Лапина (шрифт скомпонован в виде орнамента на украинском рушнике). Большую группу составляют произведения из фарфора, украшенные тематическими изображениями. Характерно, что в декоративных вазах и блюдах стали успешно применять подглазурную роспись солями металлов. В надглазурных росписях преобладает свободная широкая техника письма. Среди лучших работ этой группы следует назвать вазы, декоративные блюда и тарелки коростенских художников - супругов Трегубовых. Тематические блюда В. Трегубовой "Сеятель" и "20-летие победы" привлекают человечностью, глубоким философским смыслом. Высокими художественными качествами отличаются вазы "Сестры", "20-летие освобождения Киева", "150-летие со дня рождения Т. Г. Шевченко", выполненные М. Трегубовым. Значительные успехи, достигнутые в создании новых моделей и декорировании фарфора, увеличили спрос на него, что было одной из причин расширения его производства. В 1965 г. вступили в строй новые фарфоровые заводы в Полтаве, Бориславе, Сумах и Тернополе. Коллективы их опираются на опыт, полученный старыми украинскими предприятиями. Для налаживания работы на Полтавский фарфоровый завод переехал из Барановки И. Вицько, а на Бориславский - В. Ковальчук и Б. Щербонос. Большое место в современном украинском фарфоре занимает фарфоровая пластика. На первом этапе послевоенного периода развития фарфора она все еще была близка к станковой скульптуры, отдельные представители которой охотно создавали модели для фарфора. Распространение получили фарфоровые бюсты В. И. Ленина работы Ю. Белостоцкого, двухфигурная композиция "К. Маркс и Ф. Энгельс" Ю. Белостоцкого и Е. Фридмана и бюсты Т. Г. Шевченко и И. Франко работы М. Вронского. В первой половине 50-х годов началась творческая деятельность известных ныне мастеров фарфоровой скульптуры В. Щербины, А. Крыжановского, Т. Крыжановской, В. Покосовскои, С. Болзан. Для их творчества характерно широкий круг тем, взятых из современной жизни, истории и фольклора. Среди лучших работ того времени можно назвать "Садко" В. Щербины, "Тарас Бульба на коне" и "Балерина Уланова" А. Крыжановского, "Девушка с собакой" С. Болзан и "Кот и повар" М. Беляева. Новый этап в развитии украинской фарфоровой скульптуры начался с конца 50-х годов. В ней стали доминировать декоративные тенденции, однако, не ослабло внимание художников к отражению человека, его внутреннего мира. Напротив, они пытаются воспроизвести все более тонкие нюансы его чувств и переживаний. Об этом свидетельствуют скульптурные изделия почти каждого фарфорового завода. С Киевским экспериментальный керамико-художественным заводом связано творчество скульпторов В. Щербины, А. Жникруп, О. Рапай, Е. Молдаван. В. Щербина - художник широкого творческого диапазона. Прежде всего его интересуют сказочно-литературная тематика и анималистический жанр. В работах В. Щербины ожили, например, герои литературной сказки П. Ершова "Конек-горбунок". С ними в его творчество вошло новое понимание фарфоровой пластики, декоративное начало. Литература и народная песня не раз давали вдохновение художнику. Полны тонкого юмора гоголевские персонажи В. Щербины "Дьяк и Солоха" и "Иван Иванович и Иван Никифорович". Наряду с этим скульптор пробует свои силы в работе над героическими темами, в частности в композициях "Назар Стодоля" и "Дан приказ" (на тему известной комсомольской песни), не лишенных, к сожалению, театрализации и манерности. В. Щербина создал ряд удачных женских образов. В скульптурах "Дуняша", "Соседка", "Девушка с ромашками" показаны разные стороны девичьего характера - юный задор и нежная мечтательность. Серии статуэток "Вода" свойственны декоративность и лаконичность формы. В некоторых работах этой серии, особенно в статуэтке "Жажда", скульптор достигает глубоко реалистического раскрытия образа и конструктивного построения формы. Главный герой произведений Оксаны Жникруп - молодая современная женщина. В своих статуэтках она удачно воспроизводит мечтательность влюбленной девушки ("Любит - не любит?"), душевный подъем танцовщицы ("Узбекский танец"), кокетливость ("У зеркала"), счастье молодой актрисы, которая впервые переживает признание своего таланта ("Дебют "). В зависимости от задач психологической характеристики скульптор по-разному трактует форму: то внимательно прорабатывает ее в деталях ("Грустная девушка"), то обобщает к монументальности ("Ярославна"), то, рассчитывая на расширение росписью, оставляет отдельные места едва намеченными (" На пляже "," У воды "). Разносторонним мастером показала себя О. Рапай. В изображении современности она предпочитает темы театральной жизни. О. Рапай создает серии статуэток "Цирк", "Джаз", "Кубинцы", составляя из них чрезвычайно выразительные и колоритные группы и мизансцены. Запоминаются ее "Клоун", "Иллюзионист" и фигурка французского мима Марселя Марсо. В отдельных произведениях О. Рапай ("Пляжница", "Модница") внимательная наблюдательность художника становится источником создания острых сатирических образов. Скульптора интересует также национальный типаж Украины, который она часто трактует в юмористическом плане ("Гандзя", "Баба Пелагея", "Баба Параска", "Галичанка", "Харьковчанка", "Свекровь", "Невестка" и другие). Роспись статуэток О. Рапай, выполненная А. Калугой, свидетельствует о понимание замысла скульптора и тонком чувстве цветовой гармонии. А. А. Чарновский |
| Карта сайта | |