Дымковская игрушка.

Одним из наиболее интересных промыслов, получивших свое второе рождение в 30-е годы, являлась вятская (или дымковская) глиняная пластика.

Внутри общего стилевого потока этого старинного народного искусства, видимо, где-то в первой половине 19 века произошел определенный водораздел. Одна группа дымковских фигурок - это почти без изменений дошедшая до нас древняя игрушка-свистулька: грубоватые, но выразительные по форме баран, козел, утка, петух, индюк.

Строй скульптурного изображения в них остался почти без изменения, но фигурки эти практически перестали быть игрушками. Причиной тому были самые различные факторы, в том числе и изменения в экономической и производственной областях:: появились игрушки, лучше отвечающие своему прямому утилитарному, - прочные, гигиеничные, изготовленные механическим путем и поэтому более дешевые, чем дымковские глиняные. А последние превратились в произведения малой декоративной пластики не только вследствие своей высокой художественной выразительности, но также и потому, что были продуктом творческого ручного труда.

Другая группа дымковских изделий по размеру, по композиции и отчасти по трактовке пластической формы уже издавна создавалась как декоративная скульптура. При всем этом она оставалась близкой классической дымковской игрушке-свистульке, сохраняя ее лучшие качества - обобщенность, смелую условность формы и раскраски, непосредственность и наивность образной характеристики. Стала излюбленным мотивом фигурка женщины в высоком головном уборе - кокошнике, шляпе, в пышном платье с широкими рукавами, переднике с оборками и колоколообразной юбке до полу. Это были "баба с ведрами", "нянька с ребенком", "барыня с собачкой" и десятки других вариантов и сюжетов.

В начале 30-х годов при деятельном участии художника А. Деньшина начались работы по возрождению дымковской игрушки. К тому времени почти все мастера этого производства были заняты изготовлением для рынка фигурок из гипса.


Дымковская игрушка на всем протяжении своего послереволюционного развития отличается удивительным единством стиля, его редкой устойчивостью. В произведениях дымковских мастериц как будто бы утверждает то, что осталось живым от старого, то, что по-прежнему нужно и интересно последующим поколениям.

Было бы неправомерно пытаться во что бы то ни стало найти в дымковских фигурках 30-х годов существенные веяния нового. Мастерицы вспомнили полузабытое мастерство, повторяли привычные образцы и вместе с посетителями выставок и музеев радовались их яркой праздничной декоративности, которая открывала двери в пленительный мир сказки. Очевидно, в эти годы "дымка" не нуждалась в обновлении, так как и в существующем своем виде отвечала определенным жизненным потребностям. Впрочем, появившиеся в те годы композиции на темы сказок, крупные сувенирные изделия знаменовали черты нового и в этом промысле.

В работах дымковских мастериц не всегда можно различить индивидуальные отличия, однако в скульптурах крупных художниц все же чувствуются своеобразные черты. Композиции и сюжеты произведений А. Мезриной 30-х годов очень традиционны. Это всевозможные игрушки-свистульки - утица, всадник, баран, лошадка, медведь, утица-барыня, олень, корова, скоморох на козле и, конечно, бесчисленные варианты барынь и нянь. В творчестве Мезриной наиболее прочно сохраняются архаические черты древней игрушки: предельная обобщенность форм, смелые переходы одной формы в другую, умение делать так, как подсказывает техника изготовления и возможности материала, ясный и простой дуэт пластической формы и росписи.

Композиции также работавшей в 30-х годах Е. Кошкиной отличаются большим разнообразием сюжетных сцен - здесь и баба с конем у колодца, и продажа игрушек, доение коровы. У Кошкиной своеобразная манера укладывать красивыми волнами волосы своих барынь, нянь, баб с ведрами. Лица у ее фигурок приветливые: брови выведены плавной тонкой дугой, рот - сердечком. У Мезриной они более суровые - с широкими сдвинутыми к переносицы бровями, со ртом - таким же кружочком, как и щеки.

Дымковские скульптуры расписывают яркими контрастными сочетаниями цветов с обязательной разделкой геометрическим орнаментом, состоящим из самых простых элементов - кругов, колец, гороха, полос, клеток, волнообразных линий, варьируемых с неиссякаемой фантазией и богатством воображения. Орнаментом разделываются не только рукава, юбки, передники, но иногда целиком коники, бараны, козлики, индюки. В 30-х годах роспись носит непосредственный "маховой" характер. Мастерица наносит орнамент на форму, не заботясь о том, чтобы узор точно пришелся на свое место, вышел аккуратно, по линеечке. И это придает особую выразительность этим творениям.

В конце 30-х - начале 40-х годов в слободе Дымково работает уже целая плеяда великолепных художников: О. Коновалова, Е. Пенкина, З. Безденежных, Е. Косе-Деньшина и многие другие. Пластическая система вятской игрушки в этот период особых изменений не претерпевает. В рамках прочно сложившихся художественных приемов мастерицы варьируют темы и сюжеты без насильственного втискивания их в привычные композиционные схемы.

У некоторых мастериц возникают свои пристрастия к тем или иным сюжетам. У О. Коноваловой, например, есть интересные композиции, изображающие матросов в лодке. Художница неоднократно возвращалась к излюбленной теме. Особенно привлекает скульптура, где два матроса гребут, сидя в шлюпке, а между ними стоит собачка, поставив лапки на борт. Эта композиция очень выразительна по силуэту, в ней нет ничего лишнего, и вместе с тем мастер выразил то, что хотел, просто и убедительно.

Особенно богатой фантазией и композиционным даром отличаются произведения З. Безденежных. Она творит с той же подкупающей свободой и непосредственностью, что и другие дымковские мастерицы, но круг ее сюжетов значительно шире. У Безденежных есть такие композиции, как "Репка", "Доярка", "Цирковой наездник", "Пастух", "За урожай", "Птичница", "Маша и медведь", "Уборка капусты", "Жница", "Кавалер и дама", "Музыканты на скамье и плясунья", "Оленевод", "Кавалер и дама", "Оленевод","Продажа игрушек", "Чаепитие" и др. С ее легкой руки "репертуар" дымковских игрушек обогащается произведениями, значительно увеличенными в размере (высота таких скульптур достигает 45 - 50 см). Причем это не было механическим увеличением: чуткий художник вносил определенные поправки в пропорции, в саму характеристику фигуры "барыни с собачкой", "бабы с ведрами" она становилась стройнее, легче. Появилось более четкое масштабное соотношение основных объемов. С фаса - это три основные формы кругообразного силуэта: один круг - кокошник, в середине которого - лицо женщины, второй - верхняя часть туловища до талии, округленная широкими рукавами "пузырем" и мягко согнутыми "бараночкой" руками, и, наконец, третий объем - колоколообразная юбка. Эти три постепенно утяжеляющиеся книзу формы в большинстве крупных фигур Безденежных соотносятся друг с другом в очень убедительных пропорциях. Может быть, под влиянием ее работ дымковская фигурка вообще становится несколько крупнее, иногда превышая размеры скульптуры, предназначенной для современного жилища и приобретая специфически выставочный, музейный или подарочный характер.

Применительно к искусству дымковских мастериц 30 -40-х годов можно говорить еще об одной особенности пластического языка - большей объемности, ярко выраженной рельефности деталей костюма: всевозможных оборочек, воротничков, манжет. Увеличивается и количество аксессуаров, различных атрибутов. В целом же дымковская скульптура-игрушка этого периода сохраняет свои традиционные качества и в пластике и в жизнерадостном характере росписи.

И. А. Крюкова. 1984 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |