Неповторимо в своем роде гончарное искусство дагестанского селения Балхар. В 1937 году, по свидетельству исследователя материальной культуры Дагестана Е. М. Шаллинга, все женщины в Балхаре занимались изготовлением и росписью глиняной посуды.
Для балхарской керамики характерна архаическая жгутовая техника формовки на простейшем ручном гончарном кругу "жюлла" и отсутствие глазури. Женщины подготавливали посуду в летние месяцы и обжигали ее зимой; мужчины круглый год продавали изделия, разъезжая с ними по всему Дагестану.
Не одно столетие Балхар снабжал население Дагестана посудой, которая бытовала наряду с глазурованными испикскими блюдами, скульптурными кувшинами Сулевкента и другими изделиями. Формы балхарских и сулевкентских гончарных изделий имеют много общих черт с металлическими - медными и серебряными - сосудами, изготовление которых известно здесь с раннего средневековья. Появление балхарской расписной керамики предположительно относится к 13 веку. С тех пор она мало изменилась. Для балхарской керамики при всем ее многообразии характерно строгое стилевое единство формы и росписи. Формы посуды, ее узоры, элементы которых имеют определенное символическое значение, на протяжении длительного времени не претерпели существенных изменений. Классическая ясность мягких, плавных, но четких и упругих очертаний сосудов находится в тесном единстве с округлыми, спиралевидными, изгибающимися, симметричными рисунками узора, который всегда строго ограничен горизонтальными поясами: он украшает верхнюю часть стенок, горла сосудов и всегда ритмически и масштабно организован. Исследователи балхарской керамики единодушно отмечали ее сходство с античной керамикой и гончарными изделиями крито-микенской культуры. Возможно, здесь имеет место не случайное внешнее сходство, а глубокая историческая связь.
Несмотря на примитивную технику и простейшие приемы производства, балхарская керамика отнюдь не может быть названа грубой: стенки ее тонкие и плотные, поэтому сосуды даже крупных размеров бывают довольно легкими.
Тщательная обработка глины позволяет достигать и зрительной легкости форм, так как края и ручки сосудов не слишком массивны и не утолщаются, как, например, в русской гончарной посуде. При значительной объемности сосудов, предназначенных для хранения зерна, воды, молока и т. п., пропорции их, соотношение основного резервуара с горлом, носиком, ручками таковы, что в целом сосуд выглядит стройным, вертикально ориентированным. Иногда этому впечатлению способствует установка приземистого широкого тулова на небольшие ножки, благодаря чему оно слегка приподнято над землей и выглядит легче. Наиболее широкая часть сосуда (энтазис) у крупных балхарских керамических изделий находится в верхней части их тулова. Это тоже создает впечатление динамики, энергичного роста формы вверх, хотя при этом сосуды очень массивны и устойчивы. Но самое большое впечатление производит контраст массивного корпуса сосуда с узким горлом. Это удобно, так как предохраняет жидкость от расплескивания и испарения, и одновременно художественно выразительно.
Роспись балхарских сосудов сочетает плавность и сочность крупных точечных и линейных мотивов с такой графической штриховкой, которая имеет близкие аналогии в орнаментации металлической посуды Дагестана. Роспись нанесена белым и красно-коричневым ангобоми по светлому серовато-желтому или розовато-серому черепку, предварительно уплотненному лощением. Она выполняется без всякой разметки, прямо от руки, простыми самодельными кистями.
В самой организации производства балхарской керамики сохранились очень архаичные черты: мужчинам запрещалось принимать в нем участие, даже глину из ям брали только пожилые опытные мастерицы. Так, в первоначальном виде , не подвергшись заметным влияниям городской европейской культуры, балхарский промысел дожил до наших дней.
В 30-е годы производились опыты создания балхарской посуды для городского быта. Например, в 1935 году к 15-летию Дагестанской АССР балхарки подготовили под руководством скульптора Б. Аскара-Сарыджа ряд изделий, новых для них по форме и назначению, но с традиционной привычной росписью. Работы эти были показаны на выставке в Махачкале, но на характер последующей продукции народных мастериц заметного воздействия не оказали.
Впоследствии в Баку развилось производство глиняной игрушки-скульптуры с росписью белыми ангобами.
Первое производственное объединение гончарок Балхара относится к 1937 году; оно возникло значительно позднее, чем в большинстве других промыслов. Но по-прежнему каждая мастерица здесь представляет собой законченного народного художника, разделения художественного труда здесь не наблюдается.
О. С. Попова. 1984 г. |