Путь Нинели Юлтыевой как солистки балета начался сорок пять лет назад. Тогда, в 1941 году, война заставила юных взять на свои плечи взрослые заботы. Кончилось счастливое детство и у пятнадцатилетней артистки Башкирского театра оперы и балета Нинели Юлтыевой, в недавнем прошлом воспитанницы национального отделения Ленинградского хореографического училища, занимавшейся под руководством Н. Камковой и А. Ширяева. Она работала много и безотказно. И ее яркая творческая индивидуальность не осталась незамеченной. В репертуаре танцовщицы появляются такие роли, как Сванилъда из «Коппелии», Мария из «Бахчисарайского фонтана», Зайтунгуль из «Журавлиной песни».
С осени 1946 года Юлтыева — ведущая солистка Татарского театра оперы и балета, на сцене которого выступает, в основном, в ролях лирико-романтического плана.
Однако в 1953 году в Казань для постановки балета «Лауренсия» приехал хореограф Константин Боярский. Работая с ним над заглавной партией спектакля, артистка показала, насколько творчески близка ей героическая тональность образа — высокий динамичный прыжок, широкий выразительный жест, стремительные вращения в танце ощущались как своеобразные эмоциональные импульсы, создававшие приподнятую атмосферу на сцене и в зрительном зале.
С именем Нинели Юлтыевой связано также становление национального репертуара, ее активное участие в постановках произведений татарских композиторов. Здесь особое место занимает балет Ф. Яруллина «Шурале».
Пятидесятые годы — пора расцвета дарования танцовщицы, и все это время роль Сюимбике была у балерины одной из самых лучших и любимых. Юлтыева, безусловно, внесла немалую лепту в поиск наиболее убедительного образного воплощения женского национального характера на балетной сцене.
В 1972 году танцовщица закончила Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, став, как говорится, дипломированным балетмейстером, но постановочной деятельностью она стала заниматься еще в 1954 году, когда возобновила в Казани балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Классическое наследие представляется Юлтыевой тем прочным фундаментом, опираясь на который, можно успешно экспериментировать в сфере современной хореографии. Нинель Даудовна создает новые хореографические редакции таких известных партитур, как «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Кроме того, ею сочинено множество оригинальных концертных номеров.
С 1974 по 1977 годы — Юлтыева работает в Египте, где сначала ведет класс солисток в Каирской балетной труппе, а позже занимает здесь пост художественного руководителя и главного с балетмейстера.
С 1981 по 1983 годы Юлтыева работает в Каракасе. Это был первый рабочий визит в профессиональную труппу Венесуэлы представителя советского балетного театра. Из этой страны она «привезла» красочный народный танец «Венесуэльский вальс», который поставила для студентов хореографического отделения Казанского института культуры.
Владимир Горшков |