В знатном городе Пскове

Трудно представить себе современный Псков без его каменных древних строений. Уже в XII веке великие мастера — обычные псковские каменщики - начали строить и украшать город, и обычный псковский известняк донес до нас красоту давно минувших веков.

Юрий Павлович Спегальский — пскович, ученый и художник пишет: „Псков... как комплекс сохранившихся памятников русской архитектуры -и церковной, и крепостной, и гражданской - не имеет себе равных”. Спегальский понимал это с юности и всю жизнь посвятил исследованию древних памятников. Став дипломированным архитектором-реставратором, он сделал первые попытки реставрации каменных древностей. Но грянула война, фашисты - у стен Пскова. Юрий Павлович уезжает в Ленинград и в бригаде альпинистов и архитекторов-верхолазов укрывает специально сшитыми из мешковины чехлами шпили и купола великого города.

Блокада уносит последние силы. Ходить он уже почти не может, но может рисовать. И тяжелой блокадной зимой цветными карандашами - акварелью нельзя, вода замерзает — Юрий Павлович рисует веселый и светлый Псков XVII века...

Чудо возрождения Псковской крепости произошло под руководством московского архитектора-реставратора Алексея Ивановича Храмцова. С ним работали Ю. П. Спегальский, В. П. Смирнов, Б. С. Скобельцын и другие. Реставраторы целиком отдались этой прекрасной, мучительной, ни на минуту не отпускавшей их работе.

Стоят и поныне на псковской земле белые здания с простым узором под куполами и карнизами: всего-навсего квадратные и треугольные впадины, по-старому „поребрик” да „бегунец”, то есть на ребро квадратом или треугольником уложенные кирпичи... Стоят, учат нас пониманию красоты, уважению к искусству.

Но памятники древнего зодчества — не просто музейные ценности. Они должны служить людям - решили молодые реставраторы Пскова. Теперь в этих зданиях работают планетарий, городской Дом культуры, молодежный театр Слова. Архитекторы, реставраторы, строители продолжают творить славную историю Пскова.

Н. Храброва

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...
    Подробнее

Популярное


  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.
    Подробнее
  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было.
    Подробнее
  • Музыка и поэзия. Немного истории

    Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
    Подробнее
| Карта сайта |