"Неоклассицизм" в архитектуре |
"Неоклассицизм" принято противопоставлять модерну. Это уже проявилось на рубеже 1910-х годов, когда "неоклассицизм" только зарождался и многими его современниками приветствовался как провозвестник большого стиля в русской архитектуре. "Стиль "модерн" не допускается" - эти слова входили в текст условий многих конкурсов 1910-х годов. Но на многие проекты этих конкурсов концепции модерна все же продолжали оказывать влияние, проявляясь, то в остром рисунке декоративных деталей или трактовке деталей, то в асимметричной планировке, то в объемно-пространственном решении. В середине 1910-х годов немало зданий еще возводилось, выдержанных в формах позднего модерна. По сути неоклассическое направление это еще одно проявление тех поисков единого стиля в архитектуре, которые в предреволюционные десятилетия отличали русское зодчество. И хотя по художественным концепциям и по внешним признакам это направление зримо отличалось от модерна, связывали их не только материально-технические достижения, но и другие закономерности. Понятно, что без предшествовавших стилистических поисков модерна, которые освободили зодчих от пут эклектического мышления, невозможно было бы появление и развитие этого нового направления 1910-х годов, которое претендовало на создание современной классики. Конечно, "неоклассицизмом" не исчерпывалось большое разнообразие в архитектурной практике 1910-х годов. Также видоизменяясь, продолжали свое развитие наиболее прогрессивные тенденции "чистого модерна", к определенным итогам пришел "неорусский стиль", который опять получил более традиционные формы, очень скромно, но уверенно с ними сосуществовали многочисленные сооружения, типичные для эклектики. Однако "неоклассицизм" был как бы знаменем, заставляющим оценивать многие явления архитектуры с его теоретических позиций, которые были не однозначны. Вместе с эстетическими исканиями, величественные образцы зодчества прошлого привлекались для того, чтобы поднять престиж царской власти, возродить идеи государственности. Явственный отпечаток на многие произведения предреволюционного десятилетия наложило государственное покровительство ретроспективным тенденциям в архитектуре. Европейскому стилю модерн, стали противопоставлять традиционные формы, заимствованные в эпохе, которая олицетворяла золотой век русского самодержавия. Важную роль в эстетике "неоклассицизма" играли и более общие тенденции, которые обусловили обращение к прошлому в других областях русского искусства того периода. В области художественной формы обращение к классицизму было проявлением стремлений уйти от современной действительности к героическим образам русского классицизма и к чистым идеалам античности. "Зодчество, подобно живописи, претерпев эпоху искания новой формы, новой красочности и орнаментации и убедившись в невозможности ярких достижений без соответствия с новыми материалами и конструктивными приемами, устыдилось своей нерациональности и опять восхищенно повторяет или берет за основу старые национальные образцы в ожидании решающих откровений еще не нашедшей своей прекрасной формы железной архитектуры". В этом высказывании одного из самых горячих сторонников "неоклассицизма", Г. К. Лукомского, ярко выразилась та двойственность, та неуверенность, которая волновала даже наиболее последовательных сторонников этого направления, которые видели в классике выход из назревающего кризиса. Ничто не благоприятствовало возрождению этого направления. Патриотические идеи, которые вдохновляли создателей шедевров русского классицизма начала XIX столетия, ушли в прошлое. Не были созвучны пафосу русского классицизма общественно-исторические условия после поражения первой русской революции. Реальные задачи, которые стояли перед архитекторами того времени, не имели ничего общего с теми поисками рафинированных архитектурных форм, которые велись "неоклассиками". Строительство новых вокзальных и промышленных комплексов, торговых и деловых зданий, поиски архитектурного образа и особой структуры кинотеатров и народных домов, создание впервые в практике русской архитектуры проектов спортивных сооружений - скетинг-ринков, бассейнов, стадионов, разработка наиболее рациональной планировки домов для рабочих и "домов дешевых квартир" - все это противоречило тем творческим возможностям, которыми был ограничен "неоклассицизм" со свойственной для него каноничностью композиционных приемов, которая стесняла свободное применение новых форм. Не случайно Лукомский говорит о том, что "неоклассика" существует только в ожидании " еще не нашедшей своей прекрасной формы железной архитектуры". Проблема создания новых архитектурных форм, которые соответствовали бы новым строительным возможностям, впервые поставленная в период модерна, но так и не решенная, привлекала к себе зодчих 1910-х годов. "Отрасль расчетная, инженерная, - говорил архитектор М. С. Лялевич на IV съезде зодчих, - постепенно отделяясь все сильнее, в наши дни потеряла совершенно связь с тем миром, который раньше назывался архитектурой... Инженер и архитектор в настоящее время идут врозь и вполне самостоятельно к различным целям. Как сделать возможность совокупной работы при все более наступающей разнице стремлений и понятий, должно составить заботу людей, думающих о предотвращении все больше устанавливающегося отсутствия потребности в той гармонии, какая была раньше... Немыслимы железные серьезные конструкции без расчета, одним расчетом невозможно достигнуть художественной гармонии". Предвидя появление "форм железной архитектуры", понимая необходимость эстетического осмысления возможностей современных конструкций, архитекторы "неоклассики" пошли по прямо противоположному пути - эстетизации внешней формы сооружений, которая все больше шла в разрез с их конструкцией и реальной структурой. Этому способствовали явления, которые определяли общий ход развития русского искусства. В эти же годы в европейской культуре также определилось стремление к использованию классических форм в современной практике. Например, бывшее здание германского посольства, которое было построено в Петербурге на Исаакиевской площади по проекту Петера Беренса незадолго до начала первой мировой войны, или здание театра на Елисейских полях в Париже, где архитектор Огюст Перре попытался сочетать между собой железобетонные конструкции с формами "упрощенной" классики. В этих случаях объединяющим было стремление к обобщению декоративных форм и уходу от конкретных прообразов определенной эпохи, это исключало проявления, которые обычно присущи ретроспективизму. Прежде всего "неоклассицизм" в России исходил не из возможностей современных конструкций, а из стремления как можно лучше уловить "дух" ушедшей эпохи, выразив его рафинированным языком архитектурных форм русского классицизма, только немного приспособленных к современным конструкциям. Долгое время почти не осознавались противоречия между ними. Многие зодчие того времени само понятие о "современном" в архитектуре связывали с выражением в ней "общих вкусов к нашему ретроспективизму". |
| Карта сайта | |