Малый и старый Эрмитажи |
Годом основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург привезли 225 картин, купленных у берлинского купца Гоцковского. Гоцковский усердно скупал и собирал произведения искусства для прусского короля Фридриха II. Однако Семилетняя война настолько разорила королевскую казну, что Фридрих II отказался от покупки коллекций. Их приобрела русская императрица. Вслед за картинами, купленными у Гоцковского, стали поступать в Петербург новые коллекции. Их приобретало русское правительство у разорившихся аристократов Европы. Вскоре несколько комнат дворца уже не могли вместить всех художественных сокровищ, и в 1764 — 1767 годах по проекту архитектора Деламота рядом с Зимним дворцом выстроили здание, названное по имени зодчего "Ламотов павильон". Это и было первое специальное здание для художественных ценностей, известное позже как Малый Эрмитаж. По высоте оно примерно равно Зимнему дворцу, но построено в другом стиле. В истории русской архитектуры 60-е годы XVIII века были началом поворота к строгим формам классицизма. Зимний дворец был последним монументальным сооружением, выполненным в пышных формах барокко. Первый этаж Ламотова павильона, предназначенный для подсобных помещений, отделан просто. Он производит впечатление подножия, цоколя для более богато оформленного верхнего этажа. Парадность и торжественность верхнего этажа достигнуты архитектором Деламотом совершенно другими средствами, нежели те, которыми пользовался Растрелли. Колонн здесь гораздо меньше и они не разбросаны вдоль фасада, как в Зимнем дворце, а образуют центральный портик, увенчанный скульптурой. Нет и обильной лепки, лишь по краям портика стоят статуи. Малый Эрмитаж одним своим фасадом выходит на Неву, другим — на Дворцовую площадь. В XVIII веке из внутренних комнат дворца можно было пройти в Эрмитаж по крытому мостику, устроенному со стороны площади. Но и Ламотов павильон через несколько лет уже не мог вместить новых коллекций картин, гравюр, рисунков, медалей, монет, изделий из резного камня. В 1774 — 1783 годах архитектор Фельтен, участник создания гранитной набережной Невы, возвел в одну, линию с Эрмитажем второе здание, соединив его переходом с Ламотовым павильоном. Впоследствии это здание стали называть Старым Эрмитажем. Если сравнить оба здания, то можно увидеть, что архитектура второго Эрмитажа проще, строже и спокойнее первого. Здесь уже совсем нет колонн и статуй, только небольшие лепные вставки оживляют фасад. Л. В. Антонова |
| Карта сайта | |