Большой тронный зал |
Огромный, площадью в восемьсот кв. м Георгиевский (бывший Большой тронный) зал — одно из лучших творений В. П. Стасова (работавшего здесь совместно с Н. Н. Ефимовым).
Созданный на месте, где до пожара Зимнего дворца находилась построенная Дж. Кваренги так называемая "Новая мраморная галерея с недвижным троном ее императорского величества", Большой тронный зал был закончен позднее соседних парадных помещений, лишь к 1842 году.
Зал оформлен с исключительным богатством и одновременно величавой торжественностью, в соответствии с высоким его назначением — места официальных приемов и церемоний. Простотой и строгостью отличается форма зала. Эффектно, но при этом лаконично цветовое решение с сочетанием всего лишь двух тонов: белого (каррарский мрамор на стенах и в монолитах сорока восьми колонн, а также кессонированный потолок) и золотого (восемнадцать тысяч деталей из позолоченной, прочеканенной литой бронзы, примененных в оформлении зала).
Стройные ряды сдвоенных колонн с расположенными против них в простенках между окнами пилястрами несут на себе балкон, который опоясывает зал, прерываясь лишь в центре, где на стене над бывшим тронным местом располагается большой рельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Скульптура эта, символизирующая могущество России, была создана по рисунку В. П. Стасова итальянским скульптором Франческо дель Неро. Великолепен паркет зала, в котором применено шестнадцать пород дерева.
Но примечательно не только богатство внутренней отделки зала. Не менее важны и интересны конструктивные новшества, к которым прибегает выдающийся русский архитектор. Решение сложной по тем временам задачи — создание огромного (ширина зала двадцать м) и надежного перекрытия осуществляется Стасовым изобретательно и смело. Отказавшись от деревянных перекрытий, он создает оригинальную конструкцию из железа (усиленную двумя корабельными цепями) и укрепляет на ней потолок из медных листов, окрашенных в белый цвет.
Интересно отметить, что рельефный узор на потолке, который был исполнен из позолоченной литой бронзы, повторяется в рисунке паркета, еще более усиливая впечатление стройности и гармонии, которые отличают оформление этого зала.
Ю. Г. Шапиро
|
| Карта сайта | |