Родные нивы Леонида Щемелева

Юность художника была опалена войной. Он помнит, как жестоко бомбили фашисты родной Витебск, как на глазах его погибали люди, сиротели дети. Со скамьи фабрично-заводского училища восемнадцатилетним юношей ушел Леонид Щемелев на фронт.

 

А после войны безраздельно отдал себя искусству. Он писал полотна, посвященные современникам, известным деятелям национальной культуры, воссоздавал исторические образы замечательных людей, возвращался памятью к грозовым годам Великой Отечественной войны, находил неизменное вдохновение в традиционных жанрах пейзажа и натюрморта.

 

Последние годы Леонид Щемелев постоянно путешествует. Нет такого уголка в Белоруссии, где бы он не побывал с этюдником, где бы не нашел интересного материала для полотен на тему „Земля и люди”, занимающую в его искусстве ведущее место. У художника много хороших друзей среди сельских тружеников.

 

В полотне „На полях Витебщины” художнику открылась та высшая правда и красота бытия, которые рождены хозяйским отношением к природе, кровной заботой о хлебной ниве. Поэтично и монументально, с глубокой проникновенностью показал нам автор обеденный отдых семьи тракториста. Дышит зноем погожий летний день, густой сочной зеленью высоко клубятся купы деревьев. На берегу речушки пасется стадо коров, застыла уборочная техника, на далеком горизонте темнеют силуэты стогов.

 

А в центре полотна изображена семья колхозников. Хлеб насущный и короткая беседа, с детства знакомая прелесть летнего пейзажа и привычное тепло семейных отношений умножают силы мужчины-землепашца, заставляют женщину почувствовать себя счастливой и нужной.

 

Много светлых чувств, душевного трепета в картинах Леонида Щемелева, посвященных деревне, ее труженикам, белорусской неяркой природе. В этом ряду превосходны живописные композиции „Осенний клич”, „Свадьба в Новом Поле”, „Листовей”, „Ивенецкие льны”, „На ниве родной”.

 

Никита Иванов

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |