Натюрморты Виллема Хеды

В голландской живописи XVII века не меньше, чем пейзаж или бытовые сцены, был распространен натюрморт. Этот жанр, как и прочие, отличался разнообразием. Были натюрморты, изображающие фрукты и овощи.

В других - видное место занимали жаровни с углями, кисеты с табаком и неизменные голландские трубки. Голландцев-мореплавателей интересовали картины с глобусами, географическими картами и подзорными трубами... Но наиболее популярными были так называемые „Завтраки”. Обычно в них изображалось какое-нибудь блюдо, чаще всего окорок, несколько дополняющих его фруктов, тонкий, прозрачный бокал или кружка. Почти обязательны аппетитные булочки с хрустящей надломленной коркой. „Завтраки” создавались на все вкусы — и более богатые, и более скромные.

 

На полотнах Виллема Хеды, художника из Харлема, еда и посуда на столе уже как бы тронуты человеком: с лимона наполовину счищена и завивается спиралью кожура, хлеб надломлен, скатерть скомкана на одной половине стола, тогда как другая обнажена.

 

Рядом с остатками трапезы могут лежать потухшая трубка и раскрытые карманные часы, соседствуют селедка, грецкий орех, солонка, и виноград, сорванный вместе с лозой. Предметы приводятся в мягкие или звучные соприкосновения, сталкиваются стекло, металл, дерево, шуршит ткань. Вещи проникают друг в друга оптически -отражениями или благодаря прозрачности стекла и телесно - тяжелый бокал утопает в скомканной скатерти, стекло разбивается о серебро, ягоды ежевики выглядывают из разрезанного пирога.

 

Хеда, как и другие харлемские мастера из первого поколения бюргеров, живших в независимом государстве, отразил ликование победителей, их чувство свободы и жажды жизни, выразившееся, в частности, в любви к своему быту.

 

Художник прожил долгую жизнь и в поздние свои годы старался идти в ногу со временем, разделять интересы новых поколений художников. Место рождения мастера неизвестно. В 1631 году он впервые упоминается среди членов гильдии живописцев св. Луки Харлема, где, по-видимому, прошла вся его творческая жизнь.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |