Гюстав Курбе век XIX

Гюстав Курбе Дробильщики камня 184910 июня 1819 года у землевладельца-виноградаря Режи Курбе, проживавшего в городке Орнане, расположенном в гористой юго-восточной Франции, родился сын-первенец, названный Гюставом. Дед Гюстава с материнской стороны был в молодости революционером. И внуку он передал республиканские и антиклерикальные идеи своей героической юности. С двенадцатилетнего возраста Гюстав сделался прилежнейшим учеником преподавателя рисования. Когда в 1839 году отец, отправил Гюстава в Париж для подготовки к юридической карьере, то скоро его истинной школой стал Лувр.

 

...Февральская революция 1848 года остро продемонстрировала классовые противоречия пролетариата и буржуазии. Курбе в своей знаменитой картине „Дробильщики камня” сумел воплотить мировоззрение лучших людей Франции середины XIX века. Однажды он увидел на краю пыльной каменистой дороги двух рабочих - старика и юношу,  дробящих камни. Убогая, рваная одежда, примитивные орудия труда, нищенский скарб. Художник воспроизвел их в картине со всей тщательностью, а главное, сумел передать зрителю свою мысль о безрадостной судьбе этих людей. Картина была враждебно встречена буржуазной критикой. Вместо жалостной жанровой картинки Курбе написал свое полотно в крупном масштабе, принятом тогда для так называемых исторических сюжетов, и простой монументальной композицией возвысил своих „Дробильщиков” до уровня подлинных героев. „Дробильщики камня” были подступом к следующей большой композиции - „Похороны в Орнане”, которую можно справедливо назвать манифестом реализма.

 

Популярность Курбе привела его в дни Парижской коммуны к избранию председателем Комиссии художников по охране памятников искусства. После разгрома Коммуны правительство Третьей республики жестоко отомстило художнику-коммунару. Он случайно избег расстрела. Затем была разыграна подлая комедия суда, Курбе был обвинен в разрушении Вандомской колонны, приговорен к неправдоподобному штрафу на ее восстановление, картины и имущество его были конфискованы, и его спасла лишь помощь преданных друзей, организовавших бегство в Швейцарию. Но там он бесконечно тосковал по родине, здоровье его было подорвано. Он и скончался на чужбине.

 

А. Замятина

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |