"Главное чувствуйте"

Саврасов Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погодуСаврасова нельзя не любить. Саврасову нельзя не радоваться. Он встречает нас своими картинами в музеях страны — такой светлый, чувствующий, ликующий; встречает тихо, неожиданно, может быть, даже осторожно.

 

Сам внешне он был крупен, громоздок, носил большую бороду, временами казался грубоватым, но все это скрывало голубиную душу, которая так искренне восхищалась красотой природы и так остро ранилась шипами окружающей действительности. А вначале жизнь как будто бы его баловала.

 

Он сам научился рисовать и в двенадцать лет уже продавал свои картинки. Его талант пейзажиста признали сразу, в двадцать четыре года Саврасов становится академиком. Он активный участник движения передвижников, член-учредитель Товарищества. У него огромный авторитет как у художника и педагога Московского училища живописи, ваяния и зодчества. „Главное, чувствуйте”, - учил Саврасов учеников.

 

В сорок один год Саврасов напишет знаменитую картину „Грачи прилетели”. Это - вершина его творчества, Еще не отступила зима — сопротивляется побитым весной, испещренным тенями и следами снегом. Еще не отступила, но не в силах устоять перед теплым весенним дыханием. Сколь же обыкновенно и сколь велико чувство затаенной радости человека, жаждущего прихода весны!

 

Весну Саврасов писал всю жизнь. Она у него часто нежная, мягкая, полусон-полуявь, где снег еще сливается с проталинами и с небом; где белые облака („Ранняя весна”) словно пар, взлетающий от земли. Непременные участники праздника весны - птицы.

 

Мы встречаем в картинах Саврасова и элементы драматизма, напряженности. Загадочно встает темный лес над рекой или озером („Ночка”). Лунный луч освещает небо, бежит по воде, словно кто-то идет сюда, к берегу, к лесу, В „Проселке” мы видим мятущиеся темные тучи, деревья унылыми путниками бредут по размытой, сверкающей лужами дороге. Красиво светится, переливается красками мокрая земля...

 

Последние годы жизни художника сложились тяжело. Уход семьи от Саврасова, недоброжелательное отношение в училище, а затем и увольнение, трудная для русской интеллигенции обстановка 1880-х годов, наскоки реакционной критики обрекли художника на одиночество, бездомную жизнь, странствия по ночлежным домам, болезни... Он стал хуже писать, много делал копий со своих старых картин. Но все равно оставался требовательным, настоящим художником.

 

Исаак Левитан после его смерти писал: „С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

 

Виктор Липатов

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |