Анри Матисс

Французский художник Анри Матисс (1869— 1954) прожил долгую плодотворную жизнь и оставил яркий след в современной живописи.

Сначала Матисс готовился стать адвокатом, а в свободные вечера посещал школу прикладного искусства для рабочих-текстилыциков в городе Ле-Като. Здесь впервые обнаружилось его замечательное дарование.

Серьезную школу Матисс проходит в Парижской академии художеств. Впервые в 1896 г. в Национальном салоне были выставлены его картины. Хотя полотно Матисса «За чтением», написанное в манере старых голландских мастеров, имело большой успех, он в течение последующих 10 лет своей жизни ведет безрадостное существование непризнанного художника, и нужда заставляет его выполнять даже малярно-штукатурные работы. Но Матисс продолжает заниматься живописью, изучает японскую гравюру, «тайны» цвета, колорита и в поисках ярких красок поселяется на берегу Средиземного моря.

В картинах, которые он создает в 1912—1913 гг., во время пребывания в Марокко, Матисс стремится к тому, чтобы они походили на восточные ковры, фаянс, ткани. В лучших из этих полотен — подлинный дух народного искусства.

В двадцатых годах наступает поворот в творчестве Матисса. Художник все больше приближается к реальному изображению человека, хочет выразить его духовный мир; решая эту задачу, добивается вместе с тем живописной декоративности. Блестящие находки Матисса в цвете, колорите очевидны для каждого настоящего художника. Он оставил и многие сотни рисунков. Это выдающийся рисовальщик.

Матисс не был далек от действительности, он не был равнодушен к трагическим событиям в жизни своего народа в годы первой и второй мировых войн.

Вместе со всеми честными людьми Франции он боролся за ее независимость и честь, был борцом за истинный гуманизм. Вместе с другим знаменитым художником Франции, Пабло Пикассо, Матисс участвовал в движении сторонников мира, требовал запрещения атомного оружия. Коммунистическая партия Франции почтила память Анри Матисса — «великого художника, который всегда откликался на благородные заботы своих современников».

Лев Никулин

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |