Жан Расин

Когда в XIX веке, в эпоху романтизма, решалось, по какому пути должна развиваться драматическая литература, чаще других повторялись два имени.

 

Позже Стендаль так и назвал свой трактат о битве между классиками и романтиками - „Расин и Шекспир”. Два драматурга - Шекспир (Англия, конец XVI - начало XVII века) и Расин (Франция, вторая половина XVII века) представляли два величайших авторитета в мире театра, две разные школы искусства.

 

Жан Расин прожил почти 60 лет, был женат, имел детей, один из которых — сын Луи стал его первым биографом. Расин был личным секретарем Людовика XIV и в качестве придворного историографа оставил описания военных походов короля. Но главное в его жизни -театральное наследие: одиннадцать трагедий и одна комедия. Литературное направление, к которому принадлежал он и его современники и соотечественники - Корнель, Мольер, получило название классицизма.

 

Классицисты брали сюжеты из древней истории, мифологии. Под именами Андромахи, Ифигении, Агамемнона, Тита в произведениях Расина выступали его современники. Это их нравы, их психология, их проблемы изображались в трагедиях „Британник”, „Береника”, „Митридат” и других. Лучшая трагедия Расина - „Федра”. Героиня этой пьесы, влюбленная в пасынка, горько осознает безнравственность слепой страсти, ведущей ее к забвению своего долга. Устами Федры драматург говорит о современном ему обществе, где жажда личного счастья часто приводит к компромиссу с совестью.

 

Пьесы Расина имели огромный успех у зрителей. Драматург впервые со сцены заговорил о внутренней дисгармонии человека, о невозможности соединения идеала и реальности. Вопреки догмам классицизма он показал трагически смятенный мир героя, выразил языком высокой поэзии его сложные душевные переживания.

 

Интересны высказывания о Расине А. С. Пушкина. В свои молодые годы Пушкин благоговейно повторял его имя. Впоследствии же он критически высказывался по поводу отдельных приемов и образов в трагедиях „маркиза Расина”. Однако поэт сумел с присущим ему глубоким историческим чутьем понять и определить место великого французского драматурга в развитии мирового искусства. В отличие от романтиков, пренебрегавших Расином ради возвеличения Шекспира, Пушкин, считая, что творческий метод Шекспира дает возможность значительно шире, глубже и правдивее отразить жизнь, чем метод Расина, в то же время объективно оценил сильные и слабые стороны обоих драматургов. Он писал в 1830 году: „Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии. Вот почему Шекспир велик, несмотря на неравенство, небрежность отделки”. Тогда же Пушкин заметил, что „Кальдерон, Шекспир и Расин стоят на высоте недосягаемой, и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов”.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |