Театр Армении

театр Армении Ваграм Папазян в роли ОтеллоВозникновение армянского театра более 2000 лет тому назад связано с влиянием эллинистической культуры. В «Сравнительных биографиях» Плутарх отмечает, что еще в I в. до н. э. в древней столице Армении — Арташате игрались греческие трагедии. Историк оставил описание постановки «Вакханок» Еврипида.

Рождение театра имени Г. Сундукяна связано с установлением Советской власти в Армении.

Не легко было создавать постоянный театр. Конечно, недостатка в традициях не было. Возможно, именно вековые традиции подчеркивали всю ответственность начинаемого дела.

Очень трудно было в Ереване 1921 г., в этом войной разоренном и изнуренном провинциальном городке, основать театр. Но был энтузиазм, было увлечение, которые преодолевали все трудности.

Было и специальное государственное снабжение. Руководитель театра Левон Калантар свидетельствует, что правительство республики выделило всей труппе «ударные» пайки, которые предназначались только небольшой группе специалистов, или, как тогда их называли, спецов. Необходимый реквизит Ал. Мясникян доставал на складах частей Красной Армии.

Первым спектаклем был «Пэпо» Сундукяна, показанный 25 января 1922 г. Выбор пьесы свидетельствовал о дани уважения нового театра демократическим традициям армянской сцены, да и вряд ли из классического репертуара можно было выбрать произведение большего современного звучания. Труженик — герой" пьесы яростно клеймит богача: «На чьи деньги ты воздвиг эти золоченые стены... Тысячи таких, как я, разграбил ты, кровью нашей скреплял камни стен своих, обманывал и грабил, а теперь посиживаешь себе преспокойно...»

...Так начинал свою историю театр имени Сундукяна. Театр привлек рассыпанных по всему свету армянских артистов. Исаак Алиханян, Ольга Гулазян, Левон Калантар, Авет Аветисян приехали из Тифлиса, Асмик Акопян — из Дилижана, Вагарш Вагаршян — с Северного Кавказа, Рузанна Варданян — из Дербента, Ваграм Папазян, Мкртич Джанан, Рачия Нерсесян — из Константинополя, Ованес Абелян вернулся из Америки. Эта когорта блестящих артистов составила славу и гордость армянской театральной культуры, стала достойной нового, социалистического общества.

Л. Ахвердян, кандидат филологических наук

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |