"Чайка русского театра"

Портрет Комиссаржевской Зарудная 1906Так называли современники Веру Федоровну Комиссаржевскую. Молодежь видела в ней выразительницу своих дум и надежд. Вечная неудовлетворенность собой, современным театром определила беспокойную и мятежную судьбу этой актрисы.

 

Она часто рисковала всем во имя служения правде, движения к новому. Она покинула Александровский театр, где прослужила шесть лет, потому что демократическая направленность ее искусства была несовместима с бюрократическими условиями императорской сцены, а репертуар был безнадежно далек от общественных запросов. „...Я стою на пороге великих событий души моей”, — писала актриса.

 

15 сентября 1904 года в „Пассаже” спектаклем „Уриель Акоста” К. Гуцкова Комиссаржевская открыла свой театр, который стал театром демократической интеллигенции.

 

Вскоре он обрел своих авторов, привлек своего зрителя. Основу репертуара составляли произведения Чехова, Горького, Ибсена. И вдруг... 15 января по распоряжению полиции сняты с репертуара „Дачники” А. М. Горького. В накаленной страстями обстановке прошла премьера этого спектакля, который стал событием в общественной жизни.

 

Вызывающе звонко бросала в зал героиня В. Ф. Комиссаржевской Варвара свои гневные речи: „Разве можно так жить, как мы живем?

 

Яркой, красивой жизни хочет душа, а вокруг нас проклятая суета безделья...” Взрыв рукоплесканья несся из зала. Горький подошел к рампе, высокий, радостный, а навстречу неслись возгласы: „Долой мещанство!”, „Спасибо, товарищ!”

 

Женщины Комиссаржевской... Судьбы сыгранных героинь были близки актрисе. Она рассказывала со сцены повесть о жестоко страдающей, мятущейся женской душе, не находящей себе места в окружающем мире: непревзойденная исполнительница роли Нины Заречной в „Чайке”, Сони в „Дяде Ване” А. П. Чехова, Ларисы в „Бесприданнице” и Негиной в „Талантах и поклонниках” А. Н. Островского, Норы в пьесе Г. Ибсена „Кукольный дом”.

 

1909 год. Мрачная пора реакции, репрессий. Цензура запрещает многие пьесы, которые Комиссаржевская хочет поставить. Во время большой гастрольной поездки по России актриса решает уйти со сцены. Но это не было отказом от новых поисков: Комиссаржевская хотела открыть школу-студию, „где люди, молодые души, будут учиться понимать и ценить истинно прекрасное”. Но и последней мечте не дано было осуществиться. В 1910 году, в возрасте сорока пяти лет, Вера Федоровна Комиссаржевская умерла.

 

А. Дубинская

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |