Абрамцево-кудринский промысел резьбы по дереву

Абрамцево-кудринский промысел резьбы по дереву (Московская область, Загорский район) заслуживает особого внимания. Здесь сложилась достаточно самобытная школа мастерства.

 

В 1920- 1930 годы на этом промысле изготавливали сравнительно небольшие декоративные бытовые предметы. Также выполнялась и резная мебель, но по сравнению с периодом дореволюционным, ей уделялось меньше внимания. Блюда для хлеба, шкатулки, аптечные шкафчики, декоративные ковши, полочки, вазочки и другие предметы с абрамцевской резьбой продолжали направление, которое начала Е. Поленова.

 

Выражалось это в форме изделий, в типах рельефной резьбы: заоваленной округлой ("пальчатой") - растительного характера и более плоской, мелкоузорной с геометрическим орнаментом. В 1920 - 1930-е годы ведущим мастером в искусстве абрамцево-кудринской резьбы был В. Ворносков, талантливый резчик из села Кудрина. Еще до революции он начал работать по рисункам Е. Поленовой. Свое мастерство и навыки он передал четырем сыновьям (манера резьбы, понимание формы вещи и размещения на ней орнамента). Ворносковы были основателями художественного направления абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы, которую еще называют "ворносковской".

 

В числе интересных работ абрамцевских мастеров надо назвать несколько декоративных панно, которые были выполнены в 1930-е годы.

 

Примером может служить портал "Охрана границ СССР" на Выставке народного творчества в Третьяковской галерее в 1937 году, который исполнил Ворносков с сыновьями. Изображение деревьев, которое выполнено в орнаментальном ритме, с сохранением декоративной плоскости доски и с четким контуром каждой формы, создает романтический образ природы. Развивая систему плоскорельефного растительного орнамента, резчики нашли в этой работе новые возможности.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |