Законченность и целостность

Известный рассказ Чехова «Дама с собачкой» начинается так: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», а заканчивается: «И казалось, что еще не­много — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще дале­ко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начи­нается».

 

 Если у старых писателей композиция литературного про­изведения была заключена в замкнутую схему: пролога, основ­ного содержания и эпилога, где фабула имела начало, развитие и конец, то у Чехова как бы нет ни начала, ни конца. Конец рассказа является началом развития новых событий («...самое сложное и трудное только еще начинается»).

 

Тот же принцип лежит в другом произведении Чехова — «Три года». Некоторые критики ставили в вину Чехову то, что это произведение якобы лишено четкой композиции. В романе есть такая композиция, но она не укладывается в рамки старых канонов. Здесь композиция заключается не в зам­кнутой фабуле, а во внутренней логике развивающихся со­бытий.

 

Произведения Чехова — это как бы куски трепетной жизни, всегда меняющейся, развивающейся, не имеющей ни начала, ни конца и поэтому не укладывающейся в какие-либо заранее заданные схемы.

Не случайно Л. Толстой, высоко ценя Чехова, считал его писателем особым, не похожим на остальных.

 

Но отсутствие «конца» в произведениях Чехова не лишает их целостности и завершенности. Писатель поставил точку именно там, где нужно; и нет ни малейшего желания что-либо продолжить или изменить.

 

«Ночи Кабирии» — изумительный фильм, человечный и мудрый. После всего того, что пришлось пережить героине фильма, после крушения всех ее надежд она, такая смешная и трогательная, сквозь слезы улыбается новой своей жизни. И какая она будет, эта новая ее жизнь, без дома и без денег? Конец включает в себя начало. В этом фильме нет конца, но есть целостность и завершенность.

 

Законченность и целостность — это разные категории. В од­ном случае они сопутствуют друг другу, а в другом нет. Всякое художественное произведение должно быть завершенным и це­лостным, но не обязательно должно иметь «конец». Это очень существенное уточнение.

 

И, быть может, для современного искусства характерна ком­позиция, приближающаяся по своей структуре к рассказам Чехова? Именно она, эта новая структура, более связана с диа­лектическим восприятием мира.

 

Г. Борисовский

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |