Водолазы в древности

Водолазное дело — одна из древнейших профессий человека — имеет свою богатую и славную историю. Сохранились сведения о древних племенах ихтиофагов, искусных пловцах и водолазах, живших некогда по берегам Персидского залива и Красного моря и в западной Африке. Ихтиофаги, — писали о них древнегреческие авторы, — плавали так же стремительно и великолепно, как рыбы.

 

В Вавилонии и Ассирии воины умели плавать под водой на бурдюках, наполненных воздухом.

 

В древней Греции водолазы, добывавшие со дна моря устриц, пурпуровые раковины, губки, медную руду, пользовались специальными приспособлениями — кожаными шлемами с кожаными трубками, выходившими на поверхность воды, и металлическими котлами, прикрывавшими головы.

 

Ремесло водолаза считалось крайне опасным. Во многих местах риск попасть в зубы акулы был настолько велик, что, например, ловлей жемчуга заставляли заниматься преступников, осужденных на смерть.

 

Водолазы играли большую роль в морских войнах того времени. Они не только укрепляли якоря и меняли стершиеся канаты, не только ремонтировали подводные части кораблей, но и служили разведчиками, связистами, саперами.

 

При осаде города Сиракуз в Сицилии афиняне посылали команды водолазов, вооруженных крючьями, вытаскивать вбитые в грунт бревна, которые преграждали афинским кораблям вход в гавань Сиракуз.

 

Жителей города Пизы, осажденного афинянами, поддерживали только водолазы. Они незаметно доставляли под водой к стенам города, стоявшего у моря, козьи бурдюки, наполненные льняным семенем и маком, смешанным с медом.

 

Во флоте древнего Рима был специальный корпус водолазов. Для связи со своими агентами в осажденных городах римляне направляли водолазов, к руке которых прикрепляли тонкие свинцовые пластинки с выгравированными на них депешами. Впрочем, нередко римлянам приходилось и защищаться от вражеских водолазов. Так, при осаде испанского городе Нумансии римский полководец Сципион для защиты от водолазов приказал перегородить реку Эбро столбами и вбить в них гвозди, крючки и обрезки железа. Все же несколько водолазов противника сумели обойти препятствия.

 

Широко использовал водолазов и Юлий Цезарь.

 

В средние века искусство водолазов было прочно забыто. Только с наступлением эпохи Возрождения люди снова стали задумываться над проблемой плавания человека под водой.

 

 

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |