Соловецкий монастырь

Красота природы, которая бы победила над греховными мыслями, - вот что было основным для монахов-отшельников, ищущих уединения. Там их целью было очистить душу, страдать, каяться, трудиться и учиться смирению. Соловецкие острова соответствовали требованиям скитников, так как имели какую-то возвышенную красоту.

 

Согласно историческим источникам первыми монахами на Соловках в 1430-е гг. были Савватий и Герман. Но монашеская община была организована другим человеком - преподобным Зосимой, который начал строить первые деревянные церкви на Соловках. Он и считается основателем монашеского поселения. Боярин Федор Колычев, а по принятию монашеского обета игумен Филипп, будущей святитель Филипп Московский, произвел основное каменное строительство. Каменные храмы, кирпичный завод, каналы между озерами и дороги строились при нем. Но велось не только строительство, развивалось монастырское хозяйство, был создан собственный флот, расцвела торговля. Когда Иван Грозный в 1568 г. приказал Филиппу ехать в Москву, где и назначил его митрополитом, Соловецкий монастырь уже был и нравственным, и хозяйственным центром Русского Севера.


Потом в 1668-1676 гг. происходит та называемое "Соловецкое сидение", во время которого патриарх Никон открыто противостоит церковной реформе. В конце концов, воевода Иван Мещеритинов смог войти в монастырь, но только благодаря помощи перебежчика, который и открыл стрельцам подземный ход. После взятия монастыря, почти все монахи были или убиты, или сосланы. Монастырь на время опустел.


В XVI - XVIII веках в борьбе России со Швецией монастырь выполнял немаловажную роль. Монахи в Соловках всегда шли в ногу со временем, так в 1912 году построили гидроэлектростанцию.


Настоящим горем для монастыря была советская власть. Туда уже в 1920 г. начали доставлять политзаключенных. А в октябре 1923 г. был основан СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Отказ в медицинской помощи, показательные расстрелы, психологические и физические пытки, внесудебные расправы, бессмысленный труд - в Соловках испытывались все виды советской карательной системы. В 1936 г. лагерь закрыли. Но за это время в нем побывали 71 800 чел., среди которых были П. А. Флоренский и Д. С. Лихачев. А ужасы не кончились. В том же 1936 г. была открыта Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН), которая просуществовала до 1939 г. Она, как известно, знаменита своими расстрелами.


В архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря входят Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь, церковь Вознесения, Соловецкий кремль и другие сооружения. Соловецкий кремль действительно большой. Высота его стен от 8 до 11 м, а, выложенный из валунов фундамент имеет глубину до 2.5 м. Вес валуна составляет несколько тонн. А толщина стен у основания, которые созданы из них, почти 6 м. Кремль имеет 8 башен, из которых 6 были построены еще в XVI в., а другие две - в XVII.

 

Каждая из них увенчана круглыми деревянными шатрами. Ни одна из башен не имеет ворот, все они находятся в стенах. А расположенный когда-то возле Белой башни секретный ход в XVIII в. был замурован.


С 1961 года Соловецкий кремль реставрируют. В 1990 году туда вернулись монахи, а в 2007 г. Русская православная церковь получила его во владение от Правительства РФ. Уже около 40 монахов проживает в монастыре, работает иконописная мастерская.

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |