Сбитенщик.

Одной из колоритнейших фигур старой Москвы был сбитенщик - продавец ароматного горячего напитка. Вот как сказал об этом большой знаток московского быта прошлого столетия писатель Иван Белоусов:
"Сбитенщик представлял из себя какого-то странного, вооруженного человека: с одного бока у него висела на веревке связка калачей, с другого бока - сумка с углями, спереди, в особо устроенном приспособлении в виде патронташа находился ряд стаканчиков из толстого стекла; такие стаканы с горячим сбитнем не обжигали рук. В руках сбитенщик держал круглой формы самовар с ручкой. Сбитень продавался по копейке за стакан... приготовлялся он по особому рецепту, в состав которого входил мед, трава зверобой, шалфей, корни фиалки, имбирь, стручковый перец и другие пряности".


Сбитень был настолько распространен, что даже были в городе люди, сделавшие его приготовление своей профессией. Они ревниво хранили пропорции составов, из которых варился этот напиток, передавая секрет из поколения в поколение.


Излюбленные места, где стояли обычно сбитенщики со своим товаром - городские площади и пригородные рощи, где проходили летом и весной традиционные гуляния, а зимой - у театральных подъездов: здесь охотно грелись сбитнем кучера, дожидавшиеся своих господ.


Был свой лексикон, свои присказки у сбитенщика. Чаще всего он бойко выкрикивал: "Сбитень-сбитенек, пьет щеголек!", "Сбитень горячий - пьет подъячий!"


СбитенщикСбитень не был напитком аристократов. Его действительно пил подъячий и "щеголек" из мелких чиновников. Был он лакомством для кучеров и городской бедноты. Известен случай, когда Лев Толстой, пораженный тем, с какой жадностью пьет сбитень, грея руки о стакан, оборванец на Хитровом рынке, купил этот напиток на все имеющиеся с собой деньги и роздал окружавшей его толпе... Не случайно "народным горячим питьем" назван сбитень в дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Не обошел сбитенщика и знаменитый "Словарь живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, а вот в филокартии сбитенщику не повезло. Если, например, извозчикам-лихачам, дворникам, пожарным и прочим "типам" посвящено сравнительно большое число иллюстрированных почтовых карточек, то московские сбитенщики запечатлены всего лишь на четырех открытках. Первая издана Фон Гиргенсоном в 1908 - 1911 годах (№544 из многочисленной серии "Типы России"). С этого же клише гамбургские типографы Кнакштедт и Нэттер переиздали открытку, но уже под №699. Правда у Гиргенсона (и, естественно, на второй открытке) изображен не сбитенщик, а гораздо более редкая фигура - сбитенщица, торгующая в палатке на Красной площади перед Верхними Торговыми рядами. Вторая открытка - художественная. Из серии "Типы Москвы" художника Н. Богатова. Третья - издана в начале XX века фототипией Шерер, Набгольц и К под №76. И четвертая переизданная с предыдущей открытки в серии, которая весьма ценится некоторыми собирателями. Это так называемые открытки с характерной адресной стороной. На лицевой стороне, как правило, довольно часто встречающиеся виды Москвы. Зато на адресной стороне, левее места, где следовало писать адрес, - изображение городского ремесленника, мелкого торговца, кучера. И среди них - сбитенщик.


Эти любопытные открытки выпускались в начале XX века также Московской фототипией Шерер, Набгольц и К.


Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. 1986 г.

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |