Салют Победы.

 

Салют Победы5 августа 1943 года вся страна услышала Приказ Верховного Главнокомандующего, в котором говорилось о том, что "...в 24 часа столица нашей Родины - Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий..."


Это был первый салют. Это был первый приказ, по которому воины противовоздушной обороны столицы должны были зарядить орудия... холостыми снарядами. В считанные часы следовало решить множество вопросов: как расставить орудия, чтобы салют получился наиболее эффектным, и что вообще известно о подобном церемониале?


Архивные материалы рассказывают: издавна в честь побед русского оружия в Москве начинали звонить и гудеть колокола, а "огненных дел" мастера жгли смоляные факелы, расцвечивали небо дымовыми шашками и другими "огненными потехами", стреляли из мушкетов.


Салют победыПетр I лично составлял росписи "небесных представлений с золотыми дождями...". Как пригодились эти росписи при подготовке первых салютов! 355 раз прозвучали за годы Великой Отечественной войны салюты над Москвой. Самым величественным стал салют в День Победы - 9 мая 1945 года: 30 залпов из 1000 орудий!


Ныне салюты и фейерверки стали непременной частью всех наших знаменательных дат. Огненные, многоцветные букеты расцветают теперь в вечернем небе не только Москвы, но и всех союзных республик, над площадями и улицами городов-героев. Эта славная традиция увековечена и в филокартии. Многими издательствами выпущены почтовые карточки, посвященные салютам. И, конечно, наибольшая их часть посвящена салюту Победы.


Здесь и документальные открытки, и художественные репродукции картин и рисунков, изданные во время Великой Отечественной войны и в последующие годы. Среди них - "Праздник Победы" (художник Б. Иогансон. Изд. "Советский художник". М., 1948) и "Салют Победы" (художник С. Гельберг. Изд. LRRT. Рига, 1954). Открытки многоцветные, хорошо выполнены полиграфически.


Им, нарядным, многоцветным, явно уступает почтовая карточка "Героям Родины - салют!" Но она по праву может стоять первой в подборке "Салютов". Ведь эта открытка выпущена в годы войны Воениздатом Народного Комиссариата Обороны СССР и посвящается первым салютом в Москве.


Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. 1986 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |