Радио в Болгарии

В 1958 году в Народной Республике Болгарии насчитывалось свыше 600 000 радиоприемников, большинство которых принадлежало сельскому населению. За девять лет — с 1948 по 1958 год — радиофицировано свыше 1 700 населенных пунктов. 1217 трансляционных радиостанций обслуживают свыше 450 000 абонентов радиосети. В определенные часы дня они передают и свою, местную программу.

 

В последние годы значительно возросло число радиоприемников. Ожидается, что в ближайшее время оно будет увеличиваться примерно на 100 000 в год. Это объясняется, с одной стороны, повышением уровня жизни трудящихся и, с другой стороны, расширением отечественного производства различных моделей радиоприемников. Сейчас «газета без бумаги», как Владимир Ильич Ленин называл радио, проникла в самые отдаленные уголки страны и является насущной культурной необходимостью не только для городского, но и для сельского населения.

 

Болгарское радио молодо. В 1939 году группа радиолюбителей-энтузиастов (преимущственно молодые инженеры и техники) основала Союз радиолюбителей Болгарии. При содействии военной мастерской они собрали из старых частей небольшой передатчик. Передачи «Родного радио» (так была названа эта первая радиостанция) принимались только в Софии. Позднее, опять-таки силами радиолюбителей, был смонтирован более мощный передатчик в несколько киловатт и впервые в Болгарии оборудована студия. Лишь в январе 1935 года эти радиостанции перешли в руки государства. Так возникло радио Софии.

 

До 9 сентября 1944 году софийское радио предавало только одну программу по девять часов в сутки. Болгарское радио тогда служило интересам монархо-фашистской диктатуры.

 

Своей считал болгарский народ созданную в годы второй мировой войны под руководством бессмертного Георгия Димитрова нелегальную радиостанцию «Христо Ботев». Она заложила основы демократических традиций народного болгарского радио, созданного после революции 9 сентября 1944 года.

 

Сейчас болгарское радио ведет передачу девять раз в сутки. Передавая последние известия, оно осуществляет одну из основных своих задач — своевременно точно и правдиво информировать слушателей о последних событиях в стране и за рубежом. С этой целью софийское радио имеет своих корреспондентов во всех крупных европейских столицах и в окружных городах страны. Популяризуя успехи социалистического строительства в последних известиях, радио активизирует силы народа на успешное выполнение грандиозных задач социалистического строительства. Пропаганда войны у нас запрещена законом, и одной из задач радио является разоблачение поджигателей новой войны и сплочение народа в борьбе за мир и сотрудничество между всеми государствами.

 

Одни радиопередачи рассчитаны на всех радиослушателей, другие — на определенные круги народа (рабочих, крестьян-кооператоров и др.). Софийское радио ведет четыре раза в неделю специальные передачи для рабочих, — десять раз для крестьян, семь раз для молодежи и учащихся старших классов, четыре раза для Народной армии, один раз для женщин и т.д. Этими передачами оно стремится удовлетворить запросы различных категорий радиослушателей, повысить их знания в той области, в которой они работают.

 

Часто устраиваются передачи по заявкам радиослушателей (о связях радио с народом говорит и тот факт, что только в адрес софийского радио поступает от радиослушателей по 150 — 250 писем в день). Во время одной из самых популярных передач — «Наш кружок» видные специалисты в области сельскохозяйственной науки знакомят слушателей с новейшими достижениями агротехники, зоотехники и т.д. Кроме того они отвечают на заданные радиослушателями вопросы и обогащают таким образом знания и опыт тружеников сельского хозяйства. Такой активный характер общения с радиослушателями имеют и другие передачи: «радиокабинет марксизма-ленинизма», «Народный университет» и пр. Радиокомментатор по международным вопросам делает еженедельные обзоры международного положения и отвечает на вопросы радиослушателей.

 

Большое место в программах болгарского радио занимают литературные передачи. Они популяризуют современную и классическую болгарскую и иностранную литературу. Радиотеатр для детей и взрослых стал нераздельной частью программы софийского радио. Четыре раза в неделю передаются радиоспектакли и выступления известных болгарских певцов. За год радиотеатр ставит около 50 пьес, часть которых написана специально для радио.

 

Большой любовью пользуются у радиослушателей сатирические передачи. Герои этих передач Миладин и Костадин помагают им отрешиться от всего того, что тормозит движение вперед. Миладин и Костадин «объезжают» села и через каждые две недели высмеивают перед микрофоном замеченные недостатки. Воздействие этих передач так велико, что Миладин и Костадин стали нарицательными именами. Другие постоянные сатирические радиогерои — это Чичо Злати и Евстати и их знакомый Стамат, которые в своих куплетах комментируют международные события. Больше всего достается в них поджигателям новой войны.

 

Для детей и юношества болгарское радио организует свыше 20 специальных передач в неделю. Часто в детских передачах принимают участие сами дети, так же как в передачах для взрослых принимают участие научные работники, новаторы промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Это характерная черта болгарского радио, свидетельствующая о его подчеркнуто народном характере.

 

Большое место, примерно 60 — 70 процентов по времени, отводится музыке. Почти четверть музыкальных передач посвящена народной музыке — болгарской и зарубежной, 35 процентов приходится на танцевальную и эстрадную и свыше 40 процентов — на симфоническую, оперную и камерную музыку. 45 000 записей на магнитофонную ленту и грампластинок составляет музыкальный фонд софийского радио. Этот фонд постоянно растет (половина записей сделана за последние четыре года).

 

Наряду с записью выступлений всемирно известных певцов Карузо, Шаляпина, Джильи, Робсона и т.д. широко представлена запись выступлений завоевавших мировую популярность болгарских певцов Бориса Христова, Христо Брымбарова, Михаила Попова, Николая Гяурова, Димитра Узунова, Кати Поповой.

 

Музыка — не только средство для развлечения. Музыкальная радиопрограмма имеет целью поднять культуру народа, воспитать эстетический вкус, возбудить благородные и возвышенные чувства. Для лучшего понимания радиослушателями музыкальных произведений и музыкального творчества устраиваются музыкально-образовательные передачи, в которых дается анализ отдельных музыкальных произведений, очерки о творчестве крупных композиторов и выдающихся исполнителей, сопровождаемые музыкальной иллюстрацией. Каждый четверг радио Софии транслирует концерт Софийской государственной филармонии или Государственного радиооркестра, а каждую пятницу — оперу из зала Софийского народного оперного театра, или же передает запись оперных произведений в исполнении коллективов других болгарских театров и всемирно известных оперных ансамблей.

 

Большое внимание уделяет болгарское радио народной музыке. Представители радио ездят по стране в поисках народных песен и народных исполнителей. Большая заслуга принадлежит радио в популяризации народной песни и музыки. В репертуаре софийского радио имеются в записи 4 000 народных песен и танцев со всей Болгарии. При радио создан ансамбль народной песни в составе 30 человек.

 

В 1959 году болгарское радио закончит запись всех значительных произведений болгарских композиторов. В архивах музыкального радиофонда хранится запись каждого события в музыкальной жизни страны.

 

При софийском радио работает шесть музыкальных ансамблей в составе почти 300 артистов. Это прежде всего Болгарская хоровая капелла имени Светослава Обретенова, которая носит имя своего создателя, видного болгарского композитора.

 

Государственный радиооркестр насчитывает 80 человек и считается одним из лучших болгарских симфонических оркестров, Дирижер оркестра Василь Стефанов. Помимо работы в радио государственный радиооркестр регулярно, два раза в месяц дает публичные концерты.

 

Один из наиболее популярных музыкальных коллективов радио Государственный радиоквартет имени Аврамова в составе профессора Владимира Аврамова, Стояна Сертева, Стефана Магнева и Константина Кугийского.

 

В радио работает также ансамбль массовой песни в составе 60 человек, хор и оркестр, группы «Детская песня» (11 человек) и уже упоминавшийся Ансамбль народной песни.

 

1959 г.

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |