Открытка спешит на помощь...

 

Внешне эта открытка ничем не примечательна: "Золотая осень". Сколько таких пейзажей, посвященных временам года, хранится в старых альбомах! Но взгляните на адресную сторону этой открытки и вы прочтете леденящие сердце слова: "В пользу голодающих детей". И ниже одна строка: "Спасите умирающих детей Поволжья!".


Осень двадцать первого года. Вновь летняя засуха, как в минувшим летом, сожгла хлебные колосья на крестьянских полях Поволжья, Северного Кавказа, Украины, Приуралья. Болезни и голод косят людей. Трудно взрослым. Еще труднее детям. Вся страна, сама разоренная, помогает голодающим. Все жили в ту пору бедно, но делились последним - хлебом, солью, лекарствами.


На дверях учреждений нередко можно было увидеть такие объявления:"Согласно постановления общего собрания будет производиться отчисление части ежедневного пайка в пользу голодающих детей Поволжья".


Созданы Комитеты помощи голодающим - Помголы. Один из таких комитетов - Московский, использовав, видимо, старые клише дореволюционных издательств, выпустил почтовые открытки. Весь сбор от продажи этих открыток шел в пользу голодающих детей. Цена открытки - 75 тысяч рублей; на другой открытке того же Комитета - цена еще выше: 100 тысяч рублей.


Кто же мог за такие деньги купить эти открытки? Однако в те годы это была не такая уж большая сумма. Разруха и война привели к быстрому обесценению денег: одна буханка хлеба стоила порой миллионы рублей.


Не остались в стороне от помощи голодающим и другие города. В коллекции авторов хранится почтовая карточка, выпущенная Агитотделом Политпросвета и Комитетом помощи голодающим Псковской губернии.


Бесценными документами является и серия открыток Астраханского Губиздата (1921 год). Серия состояла из шести карточек с рисунками художника С. Сахарова "Идет голод и холод", "Помогите женщинам и детям", "Голодающие Поволжья на пристани" и др.


Тираж серии не указан, но он, по всей вероятности, был массовым. Срочность издания и нехватка материала заставили применить для печатания этих открыток простую бумагу. И в этом - еще одна примета той далекой и трудной поры.


Помогали бороться с голодом не только открытки, но и марки. В конце 1921 года была создана Центральная комиссия помощи голодающим по филателии и бонам. Результаты были поразительные! За один год эта комиссия собрала 300 миллионов марок, которые продавали зарубежным коллекционерам, а на вырученные деньги покупали продовольствие. Была выпущена специальная брошюра, которая называлась так: "Сберегая почтовую марку, даешь кусок хлеба голодному".


Каждый день к одному из домов на Тверском бульваре, где находилась комиссия, подъезжали подводы, груженные мешками и ящиками с использованными марками. С утра до вечера работники комиссии, сидя за длинными столами, на которых были установлены тазы с водой, отклеивали марки от конвертов, сушили, обрабатывали и сортировали их.


В одном из журналов председатель Центральной комиссии Федор Григорьевич Чучин писал о том что Владимир Ильич Ленин, несмотря на крайнюю занятость, "присылает оболочки с почтовых отправлений с марками в нашу организацию, снабжая их собственноручными надписями и тем придавая им большую филателистическую ценность, чтобы показать пример другим - как надо сберегать почтовую марку для оказания помощи детям".

О многом смогла напомнить старая почтовая карточка с короткой надписью на обороте: "В пользу голодающих детей."


Я. М. Белицкий, Г.Н. Глезер. 1986 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |