Необычный юбилей

В 2012 году комнатной фиалке, чьи белые, лиловые, розовые звездочки украшают наши дома, исполняется 120 лет. Необычная история у этого цветка.

 

Сто двадцать лет назад барон Вальтер фон Сен Поль Иллер - военный комендант Усамбарского округа в Африке (современная Танзания), в то время - Германской Восточной Африке, однажды совершая экскурсию по окрестностям, заметил незнакомое ему растение в расщелине скалы, оно напоминало фиалку. Барон собрал с этого растения семена и переслал их своему отцу в Европу - гофмаршалу в отставке Ульриху Сен Полю. Он в то время возглавлял дендрологический сад в Силезии. Ульрих Сен Поль отдал эти семена известному садоводу Герману Вендланду, который руководил ботаническим садом в Ганновере. Неизвестное в Европе растение там впервые и вырастили. Оно было очаровательно. Через год это растение уже демонстрировали в Бельгии на Международной выставке цветоводства, где им заинтересовались питомники и фирмы.


Существуют строгие правила ботанической науки, тот ученый, который опубликует впервые описание нового растения, должен дать ему имя. Прекрасную новинку Вендланд назвал в честь отца и сына Сен Полей - сенполией. А как немецкое название предложил - узамбарская фиалка (усамбарская, так назывались горы, где ее нашли).


С того момента началось триумфальное шествие этого растения, легкость размножения - листовыми черенками способствовала этому.


В Америке особенно полюбились фиалки. Здесь было получено очень скоро много новых сортов и начал выходить специальный журнал, который был посвящен сенполиям.


В самом начале XX века африканская фиалка появилась в России. В основном ее выращивали в оранжереях ботанических садов, т. к. тогда она была редкостью. Массовое увлечение этой культурой началось в конце сороковых - начале пятидесятых годов XX века.


В оранжерее Ботанического сада С.-Петербургского государственного университета была собрана прекрасная коллекция сенполий. Много лет отдал изучению и селекции этих растений директор сада Залесский Дмитрий Михайлович.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |