Митрополит Киевский Петр Могила

В период церковного раскола выпало служить митрополиту. Это было очень сложное для церкви время. Положение Православной Церкви на Западных территориях, которые оказались под властью Польши, после провозглашения Брестской церковной унии в 1596 году можно прировнять к положению в первые три столетия христианства Церкви Христовой.


В это трудное для церкви время святитель Петр взял Крест воина Христова за утверждение православной веры. После того как король Владислав IV утвердил его на Киевскую митрополию, Петр просил его позволить преобразовать Богоявленскую и Киево-Братскую школы в Православную академию, вступил в борьбу с униатами за православные храмы и монастыри, в их число входили и Выдубицкий монастырь, и Софийский собор.


Развитию строительно-реставрационных работ в Украине (в первую очередь в Киеве) способствовала развернувшаяся в середине XVII столетия борьба украинского народа против гнета панской Польши.


При митрополите Киевском Петре Могиле (1632 - 1647 гг.) эта деятельность развернулась особенно широко. В борьбе с униатами и католиками он старался возродить старые традиции Православной церкви, реставрировал и отстраивал целый ряд отдельных памятников великокняжеского периода и архитектурных комплексов (спас их от разрушения): Свято-Михайловская церковь в Выдубичах, церковь Спаса на Берестове, Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры и другие.


Очень часто с оружием в руках киевляне изгоняли униатов, которые захватили православные монастыри и храмы. Киевский митрополит в 1633 году у униатов отобрал Софийскую кафедру в разоренном и разрушенном виде.


Святитель Петр в Софийском соборе возобновил богослужение, положил начало восстановлению храма и территории верхнего Киева, организовал при нем мужской монастырь. Новая двухскатная крыша была устроена над собором, щели в куполах и стенах были заделаны, по просьбе святителя московским мастером Иоакимом Евтихеевым был выполнен и устроен новый позолоченный иконостас. Также проводились строительные работы на территории созданного при нем монастыря. Высоким деревянным забором была ограждена его территория. Были построены в ограде обители митрополичьи покои и иные монастырские помещения, две деревянные колокольни (на восток от собора), слева - деревянная колокольня, которая была предназначена для большого колокола, справа - трехъярусная с проездной брамой и балконом во втором ярусе для колоколов малых. Но работы не были завершены из-за нехватки денег.


Многие киевские храмы до 1635 года, в их число входила и Десятинная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, были в руинах. В одном из уцелевших пределов церкви в память о храме святитель Петр установил старинную икону святителя Николая Чудотворца. Народ стал ее называть Десятинно-Николаевской. В церкви святителя Николая митрополит Киевский Петр обнаружил мощи князя Владимира и супруги его царевны Анны. Их останки по распоряжению митрополита были перенесены в храм Преображения Господня (Спас) на Берестове, в Софию Киевскую и в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Археологические раскопки не проводились у Десятинной церкви на территории Киева до 1635 года. На полное восстановление Десятинного храма перед самой смертью Киевский митрополит Петр завещал 1000 золотых.


За время управления Киевской епархией митрополит построил на свои средства лазарет для бедных в лавре и в Киево-Печерской обители провел ремонтно-реставрационные работы, основал Голосеевскую Пустынь, передал Свято-Никольский Пустынный монастырь в ведение Киево-Печерской лавры.


В ризнице Выдубицкого монастыря в Синодальный период хранились "Евангелие" Львовской печати 1636 года, большой серебряный Крест с подножием и "Служебник". На этих святых предметах надписи говорят о том, что митрополит Киевский Петр Могила принимал в восстановлении Свято-Михайловского собора Выдубицкого монастыря в первой половине XVII века самое активное участие.


Митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила - меценат украинской культуры, учредитель книгопечатного дела, писатель и проповедник слова Божия, строитель православных храмов, создатель первой во всей Восточной Европе высшей школы - Киево-Могилянской академии, известный церковный иерарх.

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |