История карандаша

Это самый простой и обыденный предмет. Это первый пишущий инструмент, который дали нам взрослые и он совсем не загадочен. Так ли это? Сколько лет карандашу? И что было, когда его не было?

 

В 12 веке использовали свинцовый стерженек. Он носил имя - штифт и был прадедушкой современного карандаша. И поныне сохранилось в немецком языке это имя - бляйштифт (свинцовый стержень).


Еще в древности на листах пергамента появился первый мягкий бледно-серый след свинцового штифта. Черту более темную оставлял штифт "из одной части прокованного молотком олова и двух частей свинца". Со временем под действием кислорода воздуха линия темнела, но легко удалялась пемзой, мякишем хлеба, - только в 17 веке придумали ластик.


Людям искусства и изысканной публике в эпоху Возрождения с успехом служил серебряный брат свинцового штифта. При окислении его темно-серая черта становилась коричневой и ее было трудно стереть. Только великие мастера рисунка, не наносящие на бумагу ни одной неточной или лишней линии могли, себе позволить рисовать такими карандашами. Сохранились серебряные рисунки Дюрера, Леонардо да Винчи и серебряный штифт, который принадлежал Луке Кранаху.


Но у карандашей металлических еще были и двоюродные братья, минеральные. Это древесный уголь. Но он очень плохо держится на бумаге. Его нужно закреплять. В Италии в 15 веке водным раствором клея (гуммиарабика) предварительно смачивали бумагу. И только потом на высохшие листы наносили изображения углем, а готовую работу обрабатывали водяным паром.


Когда в Пьемонте в пятнадцатом веке был найден "черный камень" или черный глинистый сланец, то проблем с этим пишущим средством не было. И становится понятным, откуда пошло слово карандаш: тюркские корни "кара" - черный, "даш" - камень. После того как месторождение в Пьемонте иссякло, его сменили залежи в Андалузии, в Тюрингии. Не располагал такими богатствами Париж. Зато здесь догадались смешать ламповую сажу с белой глиной. Так родился "соус" или парижский искусственный карандаш. Он был чернее и мягче итальянского и царапал бумагу меньше. Затем Леонардо да Винчи нашел сангину. Это "красный мел" - природный каолин, который окрашен окислами железа. Как будто специально созданы для рисунков человеческого тела краснокоричневые оттенки сангины.


Почему не сделать цветной мел, если есть красный и черный? Так подумали в пятнадцатом столетии во Франции и сделали пастель - мел с добавками различных натуральных пигментов.


В привычной для нас форме карандаши появились только в 1790 году. Открытие месторождений графита в Англии предшествовало этому (графит в смеси с глиной - хорош для письма). Независимо друг от друга установили это чех И. Гартмут и француз Н. Конте. Первые графитные стержни в России изготовил М. В. Ломоносов. Кустарное производство появилось только в 1848 году.


С 1790 года принципиально не изменилась технология изготовления черно-графитных карандашей. Производство карандашей состоит из нескольких этапов (от 60 до 100 операций).
Сначала графит перемешивают с глиной. От содержания глины карандаши делятся по твердости - от 7Т до 6М, цифра при М и Т обозначает степень мягкости или твердости. Затем стерженьки выдавливают из массы. Потом грифельки сушат и в печах запекают. Готовый грифель одевают в оболочку из дерева. В дощечке из кедра величиной с ладонь нарезают 6 ложбинок. В эти пазы укладывают стержни и сверху накрывают второй такой же дощечкой. Дощечки промазывают клеем и держат под прессом 5 часов и более. Потом заготовку распиливают на карандаши. Их называют на фабрике "белыми", т. к. они голенькие и на них нет надписи. Затем карандаши покрасят нитрокраской четыре раза, дважды вскроют лаком и бронзовой фольгой отштампуют золотую надпись.


Самыми различными бывают карандаши. Отличаются они друг от друга формой и длиной (с ребрышками и цилиндрические), диаметром стержня. Одни предназначены для инженеров-конструкторов и чертежников, другие - для детей, которые учатся писать, третьи - для художников. Вот почему выпускается очень много марок карандашей (простых и цветных). Для цветного карандаша графит не нужен. Его стержень состоит из глины, клея, красителя и пропитан жиром.


Карандаш, как хлеб. Когда он есть, его не замечают. Как сказал директор фабрики имени Красина А. С. Аникеев: "Карандаш в рекламе не нуждается".

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |