Героический поход челюскинцев.


челюскинцыСеверный морской путь. Сегодня сочетание этих слов стало уже для нас обыденным. Главная судоходная магистраль нашей страны в Арктике пролегла более чем на пять с половиной тысяч километров, связав со всей страной отдаленные морские порты Северного Ледовитого океана.


Но в начале 30-х годов возможность такой магистрали надо было еще доказать. И один из первых, кто пошел в решительное наступление на Арктику, был пароход "Челюскин".


Первая строка рейсового донесения капитана парохода Воронина: "10 августа 1933 года. Челюскин вышел из Мурманска. Курс — Владивосток".


Трудным оказался этот рейс. В Беринговом проливе судно встретили непроходимые льды. Они намертво сковали "Челюскин" и понесли его обратно на запад.


104 человека, среди них женщины и двое детей (девочка Карина родилась в семье зимовщиков Васильевых уже на корабле, к моменту аварии ей исполнилось полгода) оказались в безбрежной ледяной пустыне.


Вся страна с тревогой следила за челюскинской эпопеей.


В тот же день — 13 февраля была создана специальная комиссия по оказанию помощи пассажирам "Челюскина". 
В рейсовых сообщениях капитана Воронина день за днем, час за часом прослеживается жизнь лагеря на льдине.
Но помимо этих сообщений имеется еще один интереснейший документ: это - подборка почтовых карточек "Героический поход челюскинцев".


челюскинцыОткрытки выпущены ИЗОГИЗом в 1934 году печатались они в производственном комбинате товарищества "Артель фототипов". Тираж — 5000 экз.


Выпуск № 4 "Изолетописи" за 1934 год дает следующую дополнительную информацию: комплект состоит из 34 открыток, выпущен был в обложке (худ. К. Вялов), фотогрфии, Новицкого, Струнникова и др.


Кто автор той или иной фотографии на открытке - сказать теперь сложно. В экспедиции было два профессионала - фотограф Петр Новицкий и кинооператор Аркадий Шафран. У них были портативные "лейки". Но были еще популярные в те годы камеры "Фотокор" у Николая Комова, Петра Хмызникова, Якова Гаккеля, Алексея Струнникова.

 

Единодушно был назван лишь фотограф открытки "Радисты Кренкель и Иванов в радиопалатке": снимал Новицкий.


Есть ставшая давно уже библиографической редкостью книга "Поход Челюскина". Она вышла в том же, 1934 году.


34 открытки. Разложенные по порядку, они удивительно ярко, буквально день за днем, рассказывают о трудных, полных опасности, днях ледового лагеря.


Трещины ломали лед под палатками, свирепствовала непогода, но люди не впадали в уныние.


...К месту бедствия шли корабли, пытались пробиться собачьи упряжки, но главная надежда была на авиацию.


Самолеты вели поиски лагеря. Однако погода была на редкость неблагоприятной. Двадцать восемь раз поднимался в небо Анатолий Ляпидевский и вновь возвращался на аэродром. Наконец, 5 марта он сумел посадить самолет на льдину.

 

Взял на борт женщин и детей и благополучно доставил их в прибрежный поселок. А потом еще круче закружила непогода и целых 32 дня самолеты не могли пробиться к лагерю.


13 апреля состоялась последняя посадка самолетов. Это были поистине тревожные минуты: льдина трескалась и расползалась буквально на глазах, а летчики не могли обнаружить лагерь. С аэродрома передали просьбу: побольше развести костров. В огонь полетели шубы, палатки, спальные мешки, чемоданы с личными вещами... И, проявив чудеса пилотирования, три самолета сумели сесть на обломок льдины!


В этот день Эрнст Кренкель передал в эфир: "Всем! Всем! Всем! К передаче ничего не имею. Прекращаю действие радиостанции" Затем он обрезал ножом провода рации и сделал последнюю запись в журнале: "Снят передатчик 02. 08 московского 13 апреля 1934 года".


21 апреля 1934 года все газеты напечатали постановление ВЦИК о присвоении звания Героев Советского Союза: Ляпидевскому А. В., Леваневскому С. А., Молокову В. С., Каманину Н. П., Слепневу М. Т., Водопьянову М. В., Доронину И. В.


Это были первые Герои Советского Союза.


Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. 1986 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |