Газеты на открытках.

Коллекционерам знакомы иллюстрированные почтовые карточки с изображением первых полос, популярных в начале нынешнего века, газет.


Специализировалось на выпуске таких открыток издательство, чьим фирменным знаком на адресной стороне являлся трилистник с буквами O.P.F.


Композиционно лицевая сторона этих открыток выглядит в большинстве случаев одинаково: газетный лист в середине порван и в образовавшемся "окошке" какая-либо достопримечательность того города, в котором эта газета выпускалась.


Такие почтовые карточки отлично исполнены полиграфически и имеют толстую подложку розово-красного или голубого цвета.


На открытке первая полоса московской газеты "Новости дня" от 8 мая 1905 года. Можно терпеливо, с лупой в руках изучать эту страницу, все равно никакой связи между газетой и помещенным в "окошке" Царь-колоколом не отыскать. Но открытка представляет несомненный интерес для тех, кто интересуется историей русской журналистики.


Появление этой открытки - свидетельство того, как стала популярной газета, которая всего лишь за несколько лет перед этим была близка к полному финансовому краху.


На всю первую полосу газеты - объявления о премьере комедии "Графиня Дада", больших бегах на ипподроме, новом ресторане и т. д.


Эти объявления, впервые в отечественной газетной практике печатавшиеся на первой полосе, на самом видном месте, принесли, по свидетельству Владимира Алексеевича Гиляровского, огромный успех и еще более огромные барыши "Новостям дня".


Вот одна из открыток, выпускавшихся по упомянутому типу, но на обычной подложке: иллюстрированная почтовая карточка (фирменный знак A.F.R.) с первой страницей петербургской газеты "Страна" за 13 января 1907 г. В "окошке" - здание Петербургского Технологического института. И вновь нет никакой связи заметок с фотографией здания.

 

Возможно, номер выбран тоже произвольно, но не исключено, что взяли его для репродуцирования не случайно.
Газета "Страна" издавалась группой либеральных общественных деятелей. Во главе этой группы стоял известный историк и юрист Максим Максимович Ковалевский. За "левое направление" и противоправительственные публикации газета неоднократно подвергалась цензурным репрессиям.


...Безрадостен ее воскресный номер: казни в Ростове-на-Дону, аресты в Москве, сообщения о царящих в тюрьмах беззакониях. В самом конце одной из страниц подверстана маленькая заметка о том, что после долгих проволочек под давлением общественности наконец-то оправдан редактор сатирического журнала "Сигнал" Корней Чуковский.


А вот небольшая корреспонденция с безликим заголовком "Учебные дела". В общежитии Электротехнического института обнаружен шрифт для подпольной типографии и нелегальная литература. Общежитие блокировано полицией (автор газетной публикации сообщает об этом туманно, обиняком - "вход и выход из общежития запрещены").

 

Студентам грозит предание военному суду. Что это значить - досказывают соседние заметки: каторга, смертная казнь... Так "подсказанная" открыткой, газета дала нам в руки интереснейший материал, связанный с событиями первого десятилетия нашего тревожного века.


Сюжет с газетными полосами совершенно неожиданно получил второе рождение в 1917 году. Лишь в музейных хранилищах, в фондах крупнейших библиотек можно увидеть сегодня немногие экземпляры "Известий Петроградского Совета" - газета недолговечна, она живет один день, а открытка, пройдя сквозь десятилетия, донесла до нас живое дыхание тех исторических дней.


Есть на коллекционных открытках первые полосы "Известий", с экстренными телеграммами о событиях в Петрограде. Одна из этих открыток издана довольно необычно: поверх газетного текста алый контур прекрасного женского лица - Свободы... Композиция этой открытки похожа на некоторые издания 1905 года. Но те почтовые карточки были выпущены нелегально, эта - уже открыто. Завершает нашу подборку "Газеты на открытках" почтовая карточка из комплекта "Документы Октября" (Советский художник, 1967). На ней - "Известия Центрального Исполнительного комитета и Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов" с текстом Ленинских Декретов о мире и земле.


Здесь все, каждая строка, каждое слово несет неповторимые приметы времени. Как много говорит нам, например, строка под газетным заголовком: "Адрес редакции: Смольный институт".


Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. 1986 г.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |