Владимир Федорович Одоевский

12 марта 1869 г. умер писатель Владимир Федорович Одоевский — один из основоположников русского классического музыкознания (родился 12 августа 1804 года).

 

«Это одна из самых светлых личностей, с которыми меня сталкивала судьба, — писал об Одоевском Чайковский. — Он был олицетворением сердечной доброты, соединенной с огромным умом и всеобъемлющим знанием, между прочим, и музыки».

 

Научная деятельность Одоевского в области музыкального искусства охватывала проблемы музыкальной эстетики и исполнительства, истории и теории музыки, народной песни, музыкальной педагогики и акустики.

 

Принимая участие в деятельности Петербургского филармонического общества, Петербургской и Московской консерваторий, Одоевский на протяжении почти полустолетия боролся за утверждение русской национальной музыкальной культуры. Он радостно приветствовал каждое новое талантливое произведение отечественных композиторов — Даргомыжского, Серова, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова и других.

 

Будучи горячим поклонником творчества Глинки, Одоевский посвятил великому композитору целый ряд работ, раскрывающих его роль в истории русской и мировой музыкальной культуры. Много интересных и глубоко содержательных страниц написал Одоевский о классиках западноевропейской музыки — Бахе, Гайдне, Моцарте, Бетховене, Берлиозе, Вагнере, Среди его художественных произведений ярко романтические новеллы «Последний квартет Бетховена» (1830) и «Себастьян Бах» (1835), заслужившие восторженную оценку Пушкина, Белинского, Герцена.

 

Занимаясь исследованием и изучением народной песни, Одоевский сделал ряд ценных наблюдений над ее ладовыми особенностями.

 

В целях популяризации музыкальных знаний Одоевский подготовил работу «Музыкальная грамота, или Основание музыки для немузыкантов». Им был также переработан и дополнен весьма распространенный в свое время «Карманный музыкальный словарь» А. Гарраса.

 

Среди опубликованных произведений Одоевского-композитора— «Татарская песня» (на текст из поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан»), «Вальс» и «Колыбельная» для фортепьяно.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |