Вацлав Добиаш

22 сентября 1909 года день рождения чехословацкого композитора Вацлава Добиаша.

 

В. Добиаш родился в северной Чехии в бедной крестьянской семье. Он окончил Пражскую консерваторию, где его учителями были крупнейшие композиторы страны, Йозеф-Богуслав Фёрстер (1859 — 1951) и Витезслав Новак (1870 — 1949).

 

Первые сочинения молодого музыканта были отмечены печатью модернистского экспериментаторства. Резкий перелом в мировоззрении и творческой направленности Добиаша связан с годами оккупации Чехословакии нацистами и ее борьбы против гитлеризма. В 1943 году композитор пишет свою первую симфонию, в которой нашла отражение героическая борьба его народа за независимость и свободу, в 1945 году — кантату «Сталинград». Его массовые песни приобретают широкую популярность в стране.

 

1 января 1948 года, на торжествах, связанных с началом первой пятилетки, прозвучала новая, монументальная кантата Добиаша «Чехословацкая полька». «Чехословацкая полька наших дней, — писал композитор по поводу создания этой кантаты, — полька счастья и радости свободного трудящегося человека, полька любви к строителям счастливой жизни... Наше будущее зиждется на энтузиазме людей, любящих жизнь и все великое и прекрасное в ней. Наше будущее — в новых людях с горящими глазами и пылающим сердцем и душой...» К концу следующего, 1949 года был закончен новый вариант этой кантаты, которая была названа историческими словами президента Клемента Готвальда «Строишь родину — укрепляешь мир». Высокого общественного признания было удостоено это произведений — на Втором всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве в ноябре 1950 года за кантату «Строишь родину — укрепляешь мир» Добиашу была присуждена золотая медаль мира.

 

Торжественная клятва народа, дающего обет построить новую жизнь; скорбное воспоминание о павших героях, сменяемое величественным гимном Октябрю; наконец, ликование народа, прославляющего мирный, счастливый труд, — такова программа кантаты художника-патриота, талантливого представителя реалистического, высоко идейного музыкального искусства своей родины.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |