Симфоническая сюита Римского-Корсакова «Антар»

22 марта 1869 года в концерте Русского музыкального общества впервые прозвучала симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова «Антар» (первоначально названная второй симфонией). Дирижировал М. А. Балакирев, который (вместе с М. П. Мусоргским) был инициатором создания этого оригинального сочинения.

 

Сюита «Антар» — программное симфоническое произведение, написанное на сюжет одноименной сказки О. И. Сенковского. Двадцатичетырехлетнего композитора привлекли поэтичное содержание сказки, ее живописный восточный колорит, яркие образы разочарованного, ушедшего от людей Антара и прекрасной пери, дарующей Антару три великие сладости жизни, — сладость мщения, сладость власти и сладость любви.

 

Следуя традициям «Руслана и Людмилы» Глинки, Римский-Корсаков создал произведение восточного характера как по тематическому материалу, так и по приемам гармонизации и оркестровки. В основу сюиты положены подлинные восточные мелодии, арабские и алжирские.

 

Вместе с симфонической картиной «Садко», написанной годом раньше, «Антар» подготовил создание гениальной сюиты «Шехеразада» (1888).

 

Спустя почти тридцать лет после сочинения «Антара», в 1897 году, Римский-Корсаков вернулся к своему юношескому произведению и создал новую редакцию сюиты, переинструментовав ее и частично переделав.

 

При жизни композитора «Антар» неоднократно исполнялся в концертах. Он вошел в программу концерта русской музыки на Всемирной выставке в Париже в июне 1889 года.

 

Под непосредственным впечатлением второй части «Антара» («Сладость мести») И. Е. Репин задумал свою известную картину «Иван Грозный и сын его Иван».

 

«Антар» представляет произведение замечательное как по новизне и красоте музыки, так и по изумительно блестящей и колоритной инструментовке».

А. П. Бородин

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |