Шуман и Гейне

В жизни больших людей бывают встречи, которые на первый взгляд кажутся не более чем эпизодом. И участники встречи не подозревают, как тесно будут связаны их имена в памяти будущих поколений.

Весной 1828 г. Шуман приезжает в Мюнхен для встречи с Гейне. Ему 18 лет, он пишет стихи и сочиняет музыку. В кармане у него письмо к Гейне, властителю дум передовой немецкой молодежи.

Удивительно радушие, с которым тридцатилетний Гейне встретил незнакомого юношу. Возможно, в пылком молодом человеке он угадал дух мятежный и протестующий. Шуман писал об этой встрече: «Горькая ирония, глубокий внутренний гнев, который в нем до мозга костей, придавали его высказываниям огромную увлекательность». Эта их встреча была единственной.

Два года спустя во Франции вспыхивает июльская революция. Гейне, задыхавшийся в атмосфере политического застоя Германии, навсегда покидает родину и переезжает в Париж. 1830 год в жизни Шумана тоже решающий. Вопреки воле своих родных, он порывает с юриспруденцией и посвящает себя музыке. Оба они в эти годы — Гейне в Париже, а Шуман в Лейпциге — борются за передовое жизненное искусство.

Гейне наносит сокрушительные удары реакционному немецкому романтизму, Шуман — представитель молодых немецких романтиков — возглавляет «Новую Музыкальную Газету», выступает против рутины, поддерживает все свежее и прогрессивное в музыке. Он упорно отстаивает новаторство непризнанного Берлиоза, он первый в Германии провозглашает Шопена гением, первый осознает революционную силу его музыки.

В эту пору Шуман создает большинство своих замечательных фортепианных произведений, музыкальные мысли переполняют его, он не успевает их записывать. В эти годы он борется и за свою любовь.

Год женитьбы на Кларе Вик, счастливейший в жизни Шумана,— год песен. Одна из вершин песенного богатства, созданного им тогда,— «Любовь поэта», песни, написанные на стихи Гейне из цикла «Лирическое интермеццо».

Знал ли Гейне музыку, вторично обессмертившую его стихи? Знал ли он. что Шуман еще много раз возвращался к его стихам? Об этом нам ничего неизвестно. И может быть, с именем Шумана у Гейне связано было только воспоминание о пылком юноше, пришедшем к нему в Мюнхене в далекий майский день.

Р. Левитан

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |