Рихард Штраус

8 сентября 1949 года на восемьдесят шестом году жизни умер выдающийся немецкий композитор Рихард Штраус (родился 11 июня 1864 года).

 

В течение многих лет Р. Штраус работал дирижером оперных театров — в родном городе Мюнхене, в Веймаре, Берлине, Вене. Блестящее дарование он проявил как симфонический дирижер; концертируя во многих странах, Р. Штраус приезжал и в Россию — в 1896 году он выступал в Москве, в 1913 году — в Петербурге.

 

Вслед за Берлиозом, Листом и Вагнером Рихард Штраус явился крупнейшим западноевропейским мастером симфонической программной музыки. К ярчайшим образцам этого жанра относятся лучшие симфонические поэмы Р. Штрауса — «Дон-Жуан» (по «драматическому стихотворению» Н. Ленау), «Тиль Уленшпигель» (на сюжет средневековой народной легенды), «Дон-Кихот» («симфонические вариации» по роману Сервантеса), «Жизнь героя» (на автобиографический сюжет). Изумительное богатство оркестровых красок, могучая жизненная сила образов, смелые контрасты звучностей, ритмов, настроений отличают эти произведения

 

 Изобразительность музыки Р. Штрауса иногда переходит, однако, в антихудожественный натурализм; тонкая выразительность — в болезненно изысканный «экспрессионизм». Подчас Р. Штраус обращался к мистическим сюжетам (поэма «Смерть и просветление»); увлекался реакционнейшей философией Ф. Ницше (поэма «Так говорил Заратустра»).

 

Из многочисленных опер Р. Штрауса наиболее известны «Саломея» (по пьесе Оскара Уайльда), «Электра» (по пьесе Софокла в обработке Г. Гофмансталя), комическая опера «Кавалер роз».

 

В 1933 году после прихода к власти фашистов Р. Штраус был назначен президентом имперской музыкальной камеры в Берлине. Однако двумя годами спустя в знак протеста против нацистского режима он отказался от этой должности.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |