Премьера оперы Чайковского «Опричник»

24 апреля 1874 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра, состоялось первое представление оперы П. И. Чайковского «Опричник» (либретто композитора по трагедии И. И. Лажечникова).

 

Спектакль шел под управлением Э. Ф. Направника. В премьере принимали участие выдающиеся артисты — А. П. Крутикова (Морозова), В. И. Рааб (Наталья), И. А. Мельников (Вязьминский).

 

В «Опричнике» — одной из ранних опер Чайковского — наметились черты его зрелого оперного стиля. Написанная на историко-бытовой сюжет, опера акцентирует психологическую драму героев. Трогательная задушевность, глубина и сила чувств главной героини (Наталья) сближают ее с будущими женскими персонажами опер Чайковского. В образе и судьбе Опричника (Андрей) воплощены порыв к счастью и роковая обреченность — типичный мотив зрелого творчества композитора. Подлинной народностью и простотой отличается музыкальный язык оперы.

 

При создании «Опричника» композитор использовал часть музыки из уничтоженной им партитуры оперы «Воевода», в том числе песню Натальи «Соловушко».

 

Премьера оперы вызвала противоречивые отклики прессы. Сам Чайковский относил «Опричника» к числу своих неудач и в последние годы жизни предполагал заняться переработкой оперы. Композитор, однако, не успел осуществить свое намерение.

 

Спустя несколько месяцев «Опричник» был поставлен в Одессе и в Киеве, где встретил восторженный прием публики.

 

В Москве, на сцене Большого театра, опера прозвучала впервые 16 мая 1875 года. Известный московский критик Н. Д. Кашкин отмечал в музыке «Опричника» «богатство и красоту мелодий, роскошную инструментовку, общее подкупающее слушателя изящество, которым опера проникнута с начала до конца...»

 

7 ноября 1904 года, в одиннадцатую годовщину со дня смерти П. И. Чайковского, опера «Опричник» была исполнена в Большом театре в Москве под управлением С. В. Рахманинова.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |