Премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин»

29 марта 1879 года в Москве, на сцене Малого театра, впервые прозвучала опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

 

Первое исполнение одной из лучших русских опер, снискавшей любовь миллионов слушателей, было осуществлено силами молодежи — учащихся Московской консерватории.

 

В роли Татьяны выступила шестнадцатилетняя М. Климентова, впоследствии известная певица; немногим старше были ее партнеры — С. Гилев (Онегин), М. Медведев (Ленский), А. Левицкая (Ольга). Дирижировал спектаклем Н. Г. Рубинштейн, основатель и директор консерватории; руководство сценической частью взял на себя замечательный драматический артист И. В. Самарин.

 

Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского романа подсказала композитору певица Е. А. Лавровская. Преклоняясь перед гением Пушкина, Чайковский вложил в работу над оперой всю силу и теплоту своего лирического дара. «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного, то эта музыка к «Онегину», — признался композитор в одном из своих писем. — Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее». В эскизах вся опера была написана летом 1877 года в Глебове, подмосковном имении К. С. Шиловского, участвовавшего в создании либретто, и на Украине, в Каменке, где Чайковский гостил у своей сестры А. И. Давыдовой. Инструментовку оперы Петр Ильич закончил за границей, в Сан-Ремо (Италия), в январе 1878 года.

 

Премьера «Онегина» — «лирических сцен», как назвал свое произведение автор, — имела умеренный успех. Публика не сразу оценила прелесть непривычной по своему характеру новой оперы, лишенной сценических эффектов, построенной на интимной лирике простых человеческих чувств.

 

Спустя два года, в январе 1881 года, «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Московского Большого театра, а в октябре 1884 года — в Петербургском Большом театре.

 

«Опере Чайковского предстоит долговечность,—проницательно отметил после петербургского спектакля один из рецензентов, — не только потому, что она воспроизводит лучший русский роман, но и потому, что она воспроизводит его в чертах мягких, симпатичных, поэтических. Это — прочное произведение, способное привлекать к себе все слои общества и понятное всякому». Классически законченные, непревзойденные образы персонажей оперы создали П. А. Хохлов (Онегин) и Л. В. Собинов (Ленский). Замечательными исполнительницами роли Татьяны были А. В. Нежданова, М. А. Дейша-Сионицкая, Н. В. Салина, Е. Я. Цветкова.

 

«Евгений Онегин» неизменно остается популярнейшей оперой отечественного репертуара и пользуется высоким признанием во многих зарубежных странах.

 

Чайковский «создал партитуру, необычайную по искренности, по свежести, по смелости, по единству настроения, по продолжительности дыхания, по грации подробностей, по энергии и образности выражения...»

Г. А. Ларош

 

«Это — чудное сочинение, полное теплого чувства и поэзии, разработанное до деталей; коротко сказать, это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть».

А. Дворжак

 

(Письмо к П. И. Чайковскому от 14 января 1889 года).

«Свежесть музыки «Евгения Онегина» ощущается, как свежесть ежегодной весны: бывает, что долгий отрезок времени не слышишь ее, и кажется, будто все, каждая деталь в ней насквозь знакома и испытана. Вдруг попадется в руки партитура, и вновь повеет от музыки весенней свежестью и опять новизной, как от ландышей в лесу, от первого зазеленевшего куста расцветшей сирени».

Б. В. Асафьев

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |