Опера Чайковского «Мазепа»

15 февраля 1884 года в Московском Большом театре в присутствии автора состоялось первое представление оперы П. И. Чайковского «Мазепа», написанной на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

 

Дирижировал И. К. Альтани; исполнителями главных ролей были Б. Б. Корсов (Мазепа), Б. П. Борисов (Кочубей), Э. К. Павловская (Мария), А. П. Крутикова (Любовь).

 

Чайковский уделил большое внимание предстоящей премьере и лично участвовал в подготовке спектакля. По просьбе исполнителя партии Мазепы, Б. Б. Корсова, композитор написал ариозо «О, Мария», которое впоследствии приобрело широкую популярность. На следующий день после премьеры он в письме к Э. К. Павловской благодарил артистку за «неописанно-чудное» исполнение роли Марии.

 

«Мазепа» — вторая из трех «пушкинских опер» Чайковского (до нее был написан «Евгений Онегин», после — «Пиковая дама»). Патриотическая идея «Полтавы», ее острый драматический сюжет, разнообразие сложных и сильных характеров в пушкинской поэме привлекли композитора и нашли яркое воплощение в опере. Большое место занимают в ней массовые народные сцены.

 

Спустя четыре дня после московской премьеры, 19 февраля, опера была поставлена в Петербурге, на сцене Мариинского театра, под управлением Э. Ф. Направника, при участии выдающихся артистов И. П. Прянишникова (Мазепа), И. Л. Мельникова (Кочубей), Ф. И. Стравинского (Орлик). Зимой следующего года «Мазепу» поставил Тифлисский театр, под художественным руководством и управлением композитора М. М. Ипполитова-Иванова.

 

С высоким интересом слушается опера до наших дней. В 1949 году, к 150-летию со дня рождения Пушкина, «Мазепа» был возобновлен на сцене филиала Большого театра СССР.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |