Музыка советской Белоруссии

Огромный исторический путь прошло музыкальное искусство Белоруссии за первые сорок лет Советской власти. Значительного развития достигла профессиональная музыка, которой белорусский народ не знал до революции, расцвела исполнительская культура, создан национальный музыкальный театр, построена система музыкального образования, среднего и высшего.

 

Произведения белорусских композиторов охватывают все жанры музыкального творчества. Большой художественный интерес представляют симфонии И. Тикоцкого, И. Аладова, А. Богатырева, П. Подковырова, симфоньетты Н. Чуркина и Н. Аладова, «Белорусские танцевальные сюиты» В. Золотарева и А. Клумова, кантаты «Белорусским партизанам» и «Беларусь» А. Богатырева, фортепьянные концерты А. Клумова и Д. Каминского, скрипичный концерт П. Подковырова, виолончельный концерт и концерты для цимбал Д. Каминского, ряд сочинений камерно-инструментальной и вокальной музыки. Лучшие массовые песни композиторов республики вошли в музыкальный быт народа.

 

Открывшийся в 1933 году Белорусский государственный театр оперы и балета поставил значительное число сценических произведений, созданных композиторами Белоруссии. Таковы первая белорусская национальная опера «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, его же «Девушка из Полесья», оперы «Цветок счастья» А. Туренкова, «В пущах Полесья» и «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Маринка» Г. Пукста, первый белорусский национальный балет «Соловей» М. Крошнера, балет «Князь-озеро» В. Золотарева и другие.

 

Высоким профессиональным уровнем исполнительского искусства отличаются музыкальные коллективы Белорусской государственной филармонии (организованной в 1937 году) — Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР (художественный руководитель Г. Ширма), Белорусский государственный народный хор (художественный руководитель Г. Цитович), Белорусский государственный народный оркестр (художественный руководитель И. Жинович).

 

Большим событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1932 году в Минске Белорусской государственной консерватории. В Могилеве, Гомеле, Бобруйске и других городах созданы музыкальные училища и школы.

 

Широким потоком развернулось самодеятельное музыкальное искусство белорусского народа. В республике насчитывается около 10 000 коллективов художественной самодеятельности, объединяющих более 150 000 человек. Народный хор села Озерщина и танцевальный коллектив Гомельского железнодорожного Дворца культуры имени В. И. Ленина были удостоены звания лауреатов на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве (1957). Белорусское народное песенное творчество, старинное и современное, ревностно собирается и изучается музыковедами республики.

 

Достижения музыкального искусства Советской Белоруссии с большим успехом демонстрировались в Москве на декадах белорусского искусства и литературы в июне 1940 и в феврале 1955 года.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |