Модест Петрович Мусоргский

21 марта 1839 года родился великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский (умер 28 марта 1881 года).

 

Творчество М. П. Мусоргского проникнуто смелыми новаторскими устремлениями, большими мыслями и чувствами, дышит правдой жизни, вдохновлено глубочайшим гуманизмом. «С поднятой головой... пойду против всяких к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадой, его горем и страдой», — так определял свое творческое призвание сам композитор.

 

Широкие полотна русской истории и сценки из народного быта; потрясающий трагизм и беспечная, солнечная радость; мягкий юмор безобидной шутки и едкая, бичующая сатира; сложнейшие переживания души человеческой и наивный, трогательный мир ребенка с одинаковой художественной силой раскрываются в гениальных творениях Мусоргского. Его оперы «Борис Годунов» (по трагедии Пушкина), «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепьянный цикл «Картинки е выставки», романсы и песни нашли горячее признание в прогрессивных странах всего мира.

 

«Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель».

М. П. Мусоргский

 

«Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа!»

М. П. Мусоргский

 

«Ж и з н ь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор, — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».

М. П. Мусоргский

 

«Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора — все это беспримерно у Мусоргского».

В. В. Стасов

 

«...Мусоргский отдал все свои огромные творческие силы великой задаче передать звуками жизнь, идеалы, стремления и чувства русского парода, его несокрушимую волю к борьбе за лучшее будущее».

А. А. Альшванг

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |