Композитор, пианист, дирижер

Феликс Мендельсон 11 летФеликс Мендельсон-Бартольди прожил недолгую, внешне безоблачную жизнь. Он не знал нужды, лишений, одиночества, непризнания, преследовавших многих из его современников-романтиков.

 

К 13 годам Мендельсон был уже автором множества произведений, в том числе трех маленьких опер. В 17 лет он, вдохновленный комедией Шекспира, написал увертюру „Сон в летнюю ночь”, открыв тем самым новый романтический жанр — программную концертную увертюру - и выдвинувшись в первые ряды современных композиторов. В 20 возродил величайшее творение И. С. Баха „Страсти по Матфею”, открыв для публики полузабытого к тому времени композитора.

 

Все удавалось ему. В 1836 году Мендельсон берется за руководство симфоническим оркестром Гевандхауза в Лейпциге и превращает его в один из лучших музыкальных коллективов Европы; в 1843 году организует первую в Германии консерваторию — и она привлекает учащихся из многих стран, становится примером для вновь открываемых высших учебных музыкальных заведений. Он выступает как пианист и публика, поклонявшаяся прежде искусству блестящих, но поверхностных виртуозов, признает достоинство серьезной и строгой манеры игры Мендельсона; он дирижирует — его слава затмевает славу лучших дирижеров XIX века. Широчайшую популярность получили его „Песни без слов” для фортепиано и хоры, основанные на народных интонациях, симфонии „Шотландская” и „Итальянская”, увертюра „Гебриды, или Фингалова пещера”, рисующие впечатления композитора от природы и быта разных стран.

 

Концерт для скрипки с оркестром - одно из наиболее вдохновенных созданий Мендельсона.

 

Однако лишь внешне жизнь Мендельсона была счастливой чередой беспрерывных успехов. Композитору пришлось вынести немало разочарований, мелких повседневных ударов, медленно, но верно отравлявших его существование в затхлой общественной атмосфере отсталой, раздробленной Германии первой половины XIX века, где царил мещанин-филистер, где, по его выражению, „времени словно не существует вовсе”. А после смерти Мендельсона композиторы и критики нового поколения упрекали его в потакании мещанским вкусам, консерватизме, отказе от новаторских исканий, объясняя именно этим и популярность его творчества, и личное благополучие. Но время рассудило иначе: и сегодня живут и волнуют нас творения Мендельсона, и сегодня вызывает восхищение его настойчивая пропаганда старинной музыки — музыки баховской и добаховской эпох.

 

А. Кенигсберг

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |