Композитор Иосиф Гайдн

31 мая 1809 г. на семьдесят восьмом году жизни умер великий австрийский композитор Иосиф Гайдн (родился 1 апреля 1732 года).

 

Выходец из демократических «низов» (сын деревенского каретного мастера), Гайдн с юных лет познал нужду и трудности жизни. Некоторое время он был уличным музыкантом. В течение тридцати лет композитор вынужден был служить у князя Эстергази в качестве дирижера музыкальной капеллы, увеселявшей придворное общество.

 

Гайдн — основоположник западноевропейской классической симфонии.

 

Его творчество, не лишенное элементов салонного, «галантного» стиля, связано своими корнями с народной основой — немецким, венгерским и славянским песенно-танцевальным искусством и отображает светлое, радостное мировосприятие художника. До нашего времени музыка Гайдна не утратила своей свежести, изящества и обаяния, пленяя неиссякаемой мелодичностью, стройностью формы, ясностью, простотой. Богатая по содержанию, она близка и понятна самому широкому кругу слушателей.

 

Огромно наследие, оставленное Гайдном, — он написал свыше ста симфоний, более двадцати опер, восемьдесят два струнных квартета, свыше тридцати фортепьянных сонат, множество инструментальных пьес и песен. Лучшие произведения созданы композитором в последний период жизни, после того как он освободился от службы у Эстергази, — двенадцать так называемых «лондонских» симфоний (написанных в Англии) и две оратории, «Сотворение мира» и «Времена года» — сочинение, воспевающее красоту сельской природы и радость труда крестьянина.

 

Еще при жизни Гайдна его произведения исполнялись и получили признание в России. В последний год жизни престарелый композитор получил золотую медаль, выбитую в его честь, от Петербургского филармонического общества; в концертах этого общества исполнялись обе его оратории (текст одной из них был переведен на русский язык историком и писателем Н. М. Карамзиным, другой — поэтом В. А. Жуковским).

 

«Гайдн — необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его, — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».
П. И. Чайковский

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |