Композитор Джакомо Мейербер

2 мая 1864 не стало французского композитора Джакомо Мейербера (родился 5 сентября 1791 года).

 

Музыкальное образование Мейербер получил под руководством видных педагогов своего времени — пианиста М. Клементи, теоретиков К. Цельтера и Г. Фоглера.

 

Мейербер — виднейший представитель французской «большой» оперы XIX века с ее яркой театральностью, помпезностью, эмоциональной приподнятостью.

 

Мировую славу композитору принесли оперы, созданные на либретто известного драматурга Эж. Скриба, — «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Пророк», «Африканка». По своей идейной глубине, психологическому реализму и выразительности языка они уступают классическим операм Моцарта, Бизе, Верди. Однако в них много подлинно вдохновенной музыки, их отличают громадный сценический темперамент, замечательная техника композиции, мастерство инструментовки.

 

Помимо опер («больших» и комических), Мейербером написаны музыка к драме «Струэнзе», кантаты, вокальные произведения, фортепьянные пьесы.

 

Искренние дружеские чувства питал Мейербер к М. И. Глинке. Он неоднократно встречался с великим русским композитором во время его пребывания в Берлине и Париже, интересовался его музыкой, изданием его опер. В Берлине Мейербер слышал «Камаринскую», «Польский» из «Ивана Сусанина» и, по словам Глинки, «остался много доволен». Благодаря содействию Мейербера в Берлине были исполнены отрывки из «Ивана Сусанина».

 

«...За Мейербером, величайшим столпом французской школы, нельзя не признать большую силу и крупнейшую музыкальную индивидуальность...»

П. И Чайковский

 

«...Мейербер отразил в своем творчестве целую эпоху, и это одно уже позволяет его причислить к классикам оперы».

И. И. Соллертинский

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |