Клара Шуман

13 сентября 1819 года родилась выдающаяся немецкая пианистка Клара Шуман (умерла на семьдесят седьмом году жизни 20 мая 1896 года).

 

Дочь видного музыканта-педагога Фридриха Вика, Клара получила музыкальное образование под руководством отца, очень рано проявив замечательную одаренность.

 

 Девяти лет она впервые выступила в родном городе, Лейпциге, в открытом концерте; в возрасте двенадцати-тринадцати лет совершила большую концертную поездку по городам Европы.

 

В 1840 году Клара стала женой великого немецкого композитора Роберта Шумана (1810 — 1856). Вместе с мужем она приезжала в 1844 году в Петербург и Москву.

 

Вторично Клара Шуман была в России уже после смерти мужа, в 1863 —1864 годах. Ее петербургские и московские выступления встретили высокую похвалу — особенно исполнение ею произведений Шумана. «Тонкость, остроумие, блеск, огонь, увлечение — тут было все, — писал критик и композитор Ц. А. Кюи по поводу исполнения пианисткой «Карнавала» Шумана. — Здесь творчество исполнения не слабее творчества самого произведения».

 

В течение многих лет Клара Шуман концертировала в Германии и других европейских странах, С 1878 по 1892 год она была профессором фортепьянной игры во Франкфуртской консерватории.

 

Много энергии и труда вложила Клара Шуман в дело редактирования и издания сочинений своего мужа.

 

Высокий интерес представляет переписка пианистки с композитором И. Брамсом (1833 — 1897), кото, рая велась в течение сорока трех лет (опубликована на немецком языке в двух томах в 1927 году).

 

Клара Шуман написала ряд произведений — фортепьянный концерт, трио (для фортепьяно, скрипки и виолончели), несколько песен и фортепьянных пьес.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |