Хор Пятницкого

17 февраля 1911 года. Москва. Первый концерт хора, организованного Митрофаном Ефимовичем Пятницким. Артисты хора - крестьяне из Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний.

Они одеты, как одевались в деревне в праздничные дни, поют русские народные песни, созданные безымянными умельцами, талантливыми народными поэтами и музыкантами, водят хороводы и ведут себя так, как будто нет никакой сцены, а все происходит где-нибудь на полянке или на опушке леса.

 

 

Публика встретила концерт восторженно. Да это и понятно: со сцены прозвучала истинно народная русская песня. Ф. Шаляпин, А. Нежданова, С. Рахманинов и другие крупнейшие музыканты и знатоки музыки сразу оценили хор Пятницкого как крупнейшее явление в искусстве. „Это хорошо, как розовые зори, как широкая степь, как зеленый лес. Так хорошо, так хорошо!..” - говорил писатель И. Бунин.

 

Впрочем, Пятницкого не только хвалили, но и ругали. „Поющие лапотники” не устраивали тогдашних „модников” от искусства, которые не принимали крестьянской песни и всячески высмеивали ее собирателей и исполнителей.

 

Только после революции началась настоящая, большая жизнь хора Пятницкого. Этот хор слушал Владимир Ильич Ленин и высоко его оценил. Были созданы все условия для творчества хора. А после смерти Пятницкого его дело - неутомимую пропаганду русского народного песенного искусства — продолжили руководители хора П. М. Казьмин, В. Г. Захаров.

 

Хор Пятницкого быстро завоевал огромную популярность. По его образцу всюду возникали народные любительские хоры. Появились и профессиональные коллективы: Воронежский хор - им руководил К. Массалитинов; Уральский, который возглавил Л. Хрис-тиансен; Северный хор - во главе с A. Колотиловой; Рязанский, Омский, Волжский и многие другие. Они неоднократно выступали за рубежом и пользовались огромным успехом. А появление таких ансамблей, как „Мазовше” в Польше, „Случ” в Чехословакии, - все это продолжение того большого и благородного дела, которое начал М. Е. Пятницкий.

 

В одном из писем к М. Е. Пятницкому большой ценитель русского народного искусства, артист Малого театра B. Ф. Лебедев писал: „До тебя издавали ноты, записи и думали, что этого достаточно... А ты даешь песню „живьем”, как она есть: „Нате, слушайте и смотрите, как поет сам народ!” Это великое дело...”

 

Андрей Новиков, композитор

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |