Феликс Мендельсон-Бартольди

3 февраля 1809 года родился выдающейся немецкий композитор и музыкально-общественный деятель Феликс Мендельсон-Бартольди (умер 4 ноября 1847 года).

 

Исключительную музыкальную одаренность Мендельсон проявил в раннем возрасте — девяти лет он выступил в концерте как пианист, одиннадцати лет играл публично свои сочинения. Будучи семнадцати лет, композитор написал гениальную увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

 

Произведения Мендельсона, увлекающие своей обаятельной мелодикой, проникнутые задушевным лиризмом, пользовались исключительной популярностью,— особенно его знаменитый альбом фортепьянных пьес «Песни без слов». Лучшее в творчестве композитора живет полной жизнью и поныне — его вдохновенный скрипичный концерт играют псе скрипачи мира, его увертюра «Фингалова пещера», Итальянская и Шотландская симфонии, фортепьянные трио, музыка к «Сну в летнюю ночь», романсы и песни любимы друзьями музыки повсюду.

 

Высокий художественный интерес представляют две оратории Мендельсона на евангельские сюжеты, «Павел» и «Илья».

 

Огромной исторической заслугой Мендельсона было воскрешение забытых произведений великого Баха. Исполнение в Берлине в 1829 году под управлением Мендельсона «Страстей по Матфею», — не исполнявшихся в течение ста лет, — явилось большим событием в истории музыкальной культуры.

 

По инициативе и при активнейшем участии Мендельсона была создана первая в Германии, Лейпцигская консерватория. Благодаря деятельности Мендельсона как дирижера лейпцигских концертов (в знаменитом Гевандхаузе), Лейпциг стал одним из музыкальных центров Европы.

 

«Он [Мендельсон] всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная Индивидуальность, бледнеющая перед сияньем таких гениев, как Бетховен, но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников немецкой школы».


П. И. Чайковский

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |