Евгения Эдуардовна Линева

24 января 1919 года не стало Евгении Эдуардовны Линевой — собирательницы, исследовательницы и пропагандистки русской народной песни (родилась 9 января 1854 года).

 

В молодости Е. Э. Линева училась пению. Как певица (контральто) она выступала в оперных театрах Вены, Будапешта, Парижа; позднее концертировала в Москве и в течение одного сезона пела на сцене Большого театра.

 

Несколько лет Линева жила в Англии и Америке, где организовала русские хоры, с большим успехом исполнявшие под ее управлением произведения русской классической и народной музыки.

 

По приезде в Россию Линева посвятила себя изучению русской народной песни. Предприняв ряд фольклорных экспедиций — в районы Верхнего Поволжья, Центральной России, Украины, — она впервые применила для записи народных песен только что изобретенный тогда фонограф.

 

Созданная ею фонотека до настоящего времени расшифровывается советскими фольклористами. Огромную научную ценность представляют опубликованные Линевой записи русского и украинского многоголосия. Ее перу принадлежат также очерки о народной песне, полные тонких наблюдений, глубокие по мысли, яркие и образные по языку.

 

Основной труд Линевой — «Великорусские песни в народной гармонизации» — встретил восторженную оценку В. В. Стасова, который предсказывал, что ее записи должны совершить переворот в развитии русской хоровой культуры.

 

Линева была одним из инициаторов создания Московской народной консерватории, ставившей своей целью музыкальное просвещение широких кругов трудящихся, и много лет преподавала в этой консерватории.

 

Передовой человек своего времени, Линева еще в начале 80-х годов участвовала в переводах на русский язык ряда сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

«Народная музыка легла в основу русской музыкальной школы, внесла в нее свою чудную мелодию, свой оригинальный склад, повеяла поэзией седой старины, свежим воздухом полей и лесов, непосредственностью наивного искреннего чувства».

 

Е. Э. Линева

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |