Елизавета Андреевна Лавровская

4 февраля 1919 года не стало русской певицы (контральто) Елизаветы Андреевны Лавровской (родилась 13 октября 1845 года).

 

Лавровская окончила Петербургскую консерваторию по классу известного вокалиста-педагога Генриетты Ниссен-Саломан. Участие Лавровской в консерваторском спектакле — опере Глюка «Орфей» — вызвало хвалебный отзыв Гектора Берлиоза (он дирижировал концертом, в программу которого был включен один акт этой оперы).

 

Еще будучи ученицей консерватории, Лавровская блестяще дебютировала на сцене Мариинского театра в роли Вани в «Иване Сусанине» Глинки. Вскоре А. Н. Серов назвал молодую артистку «жемчужиной труппы», пророчески предсказав ей «громадную будущность и всемирную известность». Дебютная роль Вани осталась одной из лучших в ее репертуаре. Лавровская была также одним из лучших на русской сцене Ратмиров (в опере «Руслан и Людмила» Глинки), прекрасной исполнительницей партии Азучены в «Трубадуре» Верди, Зибеля в «Фаусте» Гуно, Фидес в «Пророке» Мейербера.

 

Интенсивной была концертная деятельность певицы в городах России и за рубежом.

 

Богатые вокальные данные и безупречная их обработка сочетались в исполнении Лавровской с подлинным воодушевлением, «внутренним жаром», по отзыву современников. «Не говоря уже о ее чудном; бархатном, сочном голосе, — писал Чайковский, — она довела до высокой степени совершенства свою природную способность к тонкой, глубоко прочувствованной, подчас потрясающей художественности в фразировке... И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам...» Петр Ильич посвятил Е. А. Лавровской свои шесть романсов соч. 27 и вокальный квартет «Ночь», на собственный текст, на тему из фортепьянной фантазии Моцарта.

 

В продолжение тридцати лет Лавровская была профессором Московской консерватории; в числе ее учениц — талантливые артистки русской оперной сцены Е. И. Збруева и Е. Я. Цветкова.

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |