Что такое музыкальный конкурс?

В современных международных музыкальных конкурсах, положительное значение которых безусловно, есть одно серьезное противоречие; отчасти оно разрешимо — именно поэтому я и хотел бы обратить на него внимание. Что такое музыкальный конкурс? Это на сегодня главная, если не сказать, единственная форма выдвижения молодого музыканта, это испытание, успешно пройдя через которое, он может включиться в концертную жизнь.

 

 Казалось бы, условия конкурсов должны быть максимально приближены к реальным концертам. На деле же получается по-иному. Выступление в концерте — это чистый акт искусства. В то время как выступление на конкурсе — во многом «спортивное мероприятие». И таких элементов спортивности в конкурсах, к сожалению, слишком много: и сама конкуренция между участниками, и жеребьевка, и количественная оценка чисто художественных достижений.

 

Я считаю, например, что включение в конкурсную программу — как это происходит на брюссельском, очень серьезном и престижном, конкурсе — труднейшего (и добавлю: весьма сомнительного достоинства) концерта, который необходимо выучить в кратчайший срок — чисто спортивный элемент, который в конце концов никому не нужен.

 

В самом деле, представим себе, что появился, скажем, пианист ранга Владимира Горовица или Артура Рубинштейна, но у него есть один недостаток: он медленно учит произведения. В результате на брюссельском конкурсе он премии никогда не получит. Это говорит человек, не обиженный на этом конкурсе, напротив: я был единственным среди финалистов, кто играл этот обязательный, выученный наизусть за неделю концерт. А сейчас я даже не помню фамилии его автора, не говоря уже о самой музыке. Итак, чем меньше спортивности будет в конкурсах, чем ближе они будут к атмосфере высокого искусства, тем выше будет их репутация.

 

Петров Н. А. заслуженный артист РСФСР, лауреат и член жюри международных конкурсов

 

 

 

 

Последние публикации


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
    Подробнее
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными.   О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля.   Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
    Подробнее
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...   Пытаемся догнать Сеятеля, но он уходит вперед. Мгновение - и мы бредем по тенистому, прохладному лесу. Прислушиваемся к разговору деревьев, треску хвороста, перестуку деревянных сабо... И снова мы в поле. Скирды, скирды. Жатва. Задыхаемся от жары, обливаемся потом, собирая колоски вместе с суровыми крестьянками, бронзовыми от загара.
    Подробнее

Популярное


  • Великий немой.

    Так называли кино, когда не было еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Ленты выпускались тогда в прокат беззвучными, без привычной нам звуковой дорожки, что змеится рядом с кадрами. Но на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс. Музыка всегда была душой немого фильма. Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающие, беззвучно целующиеся...
    Подробнее
  • Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 - начала 20 века.

    Стиль "модерн" возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого. Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.
    Подробнее
  • «Золотой век» русского романса

    XIX век по праву считают «золотым веком» русского романса. Русский романс — действительно явление удивительное, неповторимое в своей прелести, силе чувства, искренности. Сколько красоты и правды в русском романсе! Какая глубина переживания! Одним из самых замечательных и богатых жанров русской музыки является романс, завоевавший наряду с оперой особую популярность в народе. Не только произведения великих мастеров — Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, — но и более скромные по своему значению произведения Алябьева, Варламова, Гурилева и других авторов песен и романсов до сих пор звучат в программах певцов, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |